Ученики публичной школы села Кокио на уроках сидят на подушках, а уроки физкультуры проходят в коридоре. Школа основательно была отремонтирована 14 лет назад.
Датой появления в селе Кокиа (Кокио) школы является 1936 год, раньше это было здание турецкой мечети. Со временем были добавлены дополнительные классы и здание постепенно превратилось в школу.
“В последний раз отремонтировали в 2002 году. Основной ремонт был тогда, а в остальных случаях на сэкономленные средства школы меняли окна, пол. В этом году поставили ворота, якобы хотели огородить территорию, но не хватило финансов, так и оставили наполовину, поменяли входную дверь”, – рассказала директор школы Гаяне Кургинян.
В селе нет меценатов-благотворителей, которые оказали бы помощь школе. Сегодня школа на сэкономленные деньги приобретает инвентарь и другие необходимые вещи. Учебные классы в полуразрушенном состоянии. Правда на государственные средства почти каждый год делается косметический ремонт отдельных классов, однако от этого общий образ школы не меняется. Пахнущий сыростью воздух, покрытые плесенью стены, прогнивший, а местами бетонный пол. Дети здесь на уроках сидят на подушках, чтобы не замерзнуть.
“Учебные классы в очень плохом состоянии, по полу общего коридора ходить уже невозможно, нет спортивного зала, а уроки физкультуры проводим в коридоре. Дети не могут нормально заниматься физкультурой, а с другой стороны шум мешает другим классам проводить уроки”,- отметила директор школы Кокиа.
В теплые времена уроки физкультуры проводятся во дворе школы, где нет никаких соответствующих условий.
“На сегодня из города приезжают и занимаются с детьми танцами и боксом, в селе есть одна комната, обустроила молодежь. Занятия проводятся там. Почему бы нам не иметь спортзал, чтобы дети отдельно не платили за танцы, бокс и другие вещи”, – говорит один из сельчан.
Кроме проблем со зданием у школы есть проблема учеников. Сегодня в базовой школе с 9 классами учатся 37 учеников, а выпускные классы доучиваются в средней школе соседнего села Аластан.
“С каждым годом количество учеников сокращается, на школу приходится меньше ваучеров. Исходя из социально плохих условий женщины не рожают. Самый болезненный вопрос – это социальный. Женщина хочет иметь больше детей, но думает, как их вырастить. Как растить детей, если население мучилось и вырастило 4-5 тонны картофеля, которые не продаются, – рассказала Гаяне добавив, – Когда меня назначили директором, у нас было 112 учеников, сегодня всего 37”.
Еран Манасян учительница начальных классов и не помнит, когда в последний раз получали учебники из Армении.
“4-5 или еще больше, уже забыли. Букварь не получаем, вынужденно покупают родители, а другими учебниками полностью обеспечены. От учебников много чего зависит, учебник должен привлечь ребенка, чтобы ученик захотел учить предмет”, – говорит она.
Как почти во всех школах Джавахети, так и в Кокиа есть проблема специалистов. У школы нет специалистов по биологии, физике, географии Грузии, истории Грузии, химии.
“Вынужденно филологи преподают историю, математику, физику, химию, – нет специалистов, которые согласились бы из города из-за 2 уроков приехать в Кокио. А учебниками мы обеспечены, спасибо руководителю Ресурс центра, учитывая что мы дальнее село, первое все нам дают”,- завершила Гайане Кургинян.
В армянском, далеком, потайном селе, люди остерегаются рожать детей, в лучшем случае обходятся 2 детьми. Несмотря на то, что учеников мало, многие стараются получить высшее образование. На сегодняшний день из села в Ереванских разных ВУЗ-ах высшее образование получают 4 студента.
Агуник Айвазян