Количество уголовных преследований в Грузии в 2020 году сократилось на 18,3% по сравнению с 2019 годом, и составило 15,6 тысяч. Об этом говорится в отчете, о деятельности ведомства за 2020 год, который генеральный прокурор Ираклий Шотадзе сегодня представил на заседании Прокурорского совета.
Согласно данным отчета, в 2020 году чаще всего уголовное преследование осуществлялось за преступления, предполагаемые статьями «угроза», «семейное насилие» и «кража».
В 2020 году к уголовной ответственности за семейное насилие было привлечено 4633 человека, что почти вдвое больше чем в предыдущих годах.
Семейное насилие
Шотадзе подчеркнул, что борьба против семейного насилия и насилия в отношении женщин остается приоритетом Генеральной прокуратуры Грузии, что выражается в увеличении числа обращений жертв в правоохранительные органы и высоких показателях начала уголовного преследования.
Он отметил, что прокуратура проводит строгую уголовную политику в отношении лиц, обвиняемых в семейном насилии, и отказывается использовать дискреционные полномочия в отношении лиц, виновных в насилии в отношении женщин.
В прошедшем году увеличилось число обращений прокуроров в суд о применении в отношении таких преступников заключения в качестве меры пресечения.
Также важным приоритетом для ведомства Шотадзе назвал правосудие над несовершеннолетними.
По его словам, в последние годы ведомство предприняло ряд успешных шагов по внедрению эффективной системы правосудия, ориентированной на интересы несовершеннолетних и их благополучие.
Наркопреступления
Прокуратура придерживается жесткой уголовной политики и в отношении наркореализаторов.
По информации Шотадзе, в 2020 году в отношении 70 из 71 наркореализатора было потребовано и применено заключение в виде меры пресечения.
В 2020 году следствие выявило 16 наркоторговцев, и 13 так называемых интернет-магазинов.
«Вновь продолжилась тенденция последних лет, и основной акцент делался на выявлении анализаторов наркотических средств. Особенно актуальным было выявление новых схем торговли наркотиками, таких как онлайн-торговля, с использованием коммуникационных средств. В целях роста эффективности борьбы м преступлениями такого типа, в департаменте Центральной криминальной полиции МВД был создан специализированный отдел», сообщил генпрокурор.
В прошлом году стали предметом изучения и факты возможной легализации незаконных доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотиков. В частности, по этой статье было конфисковано движимое-недвижимое имущество на сумму 854 848 лари.
Также в ходе борьбы с наркотранзитом, в прошлом году был выявлен факт международного транзита 110 килограмм «героина».
Искусственный интеллект
В ходе презентации отчета о проделанной работе ведомства в 2020 году, было отмечено и успешное внедрение цифровой аналитической программы IBM I2 при поддержке посольства США в Грузии. Эта программа дает возможность правоохранительным органам осуществить следственный анализ, выявлять потребности, содействовать сотрудничеству ведомств и управлять преступностью.
IBM I2 позволяет потребителям интегрировать банковские и телефонные выписки и другую информацию в программу в различных форматах.
«IBM I2 — это программное обеспечение, используемое для предотвращения преступлений и своевременного расследования. Программа разработана при поддержке стран-членов НАТО и активно используется в США, Канаде и государствах-членах ЕС для расследования отмывания денег, киберпреступлений, мошенничества и других комплексных преступлений», заявил первый заместитель генпрокурора Бакур Абуладзе.
Абуладзе подчеркнул, что программа помогает прокурорам и следователям принимать своевременные следственные или оперативные решения и в короткие сроки получать эффективные результаты.
Борьба с коррупцией
В рамках антикоррупционной политики, в 2020 году прокуратура начала расследование по 169 уголовным делам, связанным с коррупцией. За этот период к уголовной ответственности привлечены 67 человек, за коррупционные правонарушения были осуждены 58 человек.
По словам Абуладзе, в планах объединить все антикоррупционные следственные отделы в ведомстве. Отделение по расследованию коррупции будет иметь специализированного следователя во всех следственных подразделениях прокуратуры, а их скоординированное управление будет происходить централизованно.
Важным вызовом Абуладзе назвал и борьбу с отмыванием денег, отметив, что в ходе легализации незаконных доходов, растет использование и вовлечение юридических лиц в преступную деятельность. В 2020 году к уголовной ответственности по этой статье были привлечены 21 физическое и 2 юридических лица.
Материал newsgeorgia.ge