Министерство образования, науки, культуры и спорта Грузии совместно с Центром профессионального развития учителей реализует множество проектов, с целью помочь учителям стать более квалифицированными в своей профессии. Однако эти проекты не распространяются на учителей армянского языка и литературы.
Если учителя всех остальных предметов могут сдать экзамен и повысить статус, и, соответственно зарплату, то учителя армянского языка и литературы продолжат работать в неизменном статусе и заработной плате до 2023 года, так как для них нет программы повышения статуса путём сдачи экзаменов. Та же обстановка и с учителями азербайджанского языка.
Учителя армянского языка и литературы всех армяноязычных школ Джавахети всегда поднимали этот вопрос, но он до сих пор не получил никакого решения.
JNEWS попробовал поговорить с несколькими учителями городской и сельских школ, все одногласно говорят о чувстве дискриминации в свой адрес.
О проблеме со статусом учителя говорит Гоар Гандилян, учитель армянского языка и литературы в публичной школе Балхо.
«Желание велико, каждый специалист хочет сдать свой профессиональный экзамен, иметь такой же статус, как и другие. В чем виноват учитель языка, в то время как учитель математики, физики, химии, других предметов сдает экзамен, получает соответствующий сертификат, и получает высокую зарплату», – говорит Гоар.
Гоар Гандилян считает дискриминационным то, что преподаватель грузинского языка получает намного больше, чем учитель армянского языка.
Со слов учителей, с 2008 года и по настоящее время в Грузии не проводились тренинги для учителей армянского языка и литературы. Учителя считают важным и уверяют, что тренинги обязательны. Учителя отмечают, что единственный тренинг, в котором они участвовали в этом году, длился два дня, в общей сложности 6 часов. Преподаватели ознакомились с новыми методами обучения, т.е. тренинг не имел никакого отношения к профессиональному развитию или продвижению учителя.
«Укоренившуюся» проблему, существующую уже на протяжении многих лет, учитель армянского языка и литературы Кироваканской публичной школы считает общей, а не только проблемой учителей.
«Это очень болезненный вопрос, потому что в любом государстве, если у людей равные обязанности, то у них должны быть и равные права, это простая, элементарная вещь, а почему есть возможность сдачи профессионального экзамена по всем предметам, получение квалификации, даже повышение зарплаты, быть в более защищенном положении с финансовой точки зрения, а с армянским языком – ничего нет? Самым болезненным вопросом, прежде всего, является положение армянского языка в школе, сокращение учебных часов из года в год сократилось с 5 до 3 в неделю», – выражает озабоченность преподаватель с более чем 30-летним опытом Антарам Карагезян.
Карагезян не сдавала экзамен по другим предметам для получения квалификации. Проблему неполучения статуса она рассматривает в другой сфере.
«Проблема получения квалификации – другой факт. Я училась на филологическом факультете Ереванского государственного университета, я получила профессию, отдавая предпочтение и любя данный предмет и профессию, теперь насколько правильно сдавать экзамен по другому предмету для получения нужной квалификации? Человек должен сначала полюбить свой предмет, я, может и могу сдать экзамен по природоведению, или подготовиться и сдать по другому предмету, но потом мне придется работать с этой профессией, позднее изменится положение моих предметов, я буду преподавать не армянский язык, а какой-нибудь другой предмет, чтобы получить звание старшего учителя, или же пользоваться этими привилегии, я не считаю, что так правильно», – добавляет Антарам Карагезян.
Точку зрения Антарам Карагезян разделяет учительница школы № 1 (им. Ованнеса Туманяна) Ахалкалаки Гаяне Барсегян, отмечая, что нынешняя ситуация оскорбительная.
«Этот вопрос действительно очень оскорбителен, имеет место дискриминация. Есть даже экзамен для учителей русского языка, но не для нас. Здесь вопрос также в зарплате. Если нам назначен экзамен по армянскому языку и мы сдадим наш профессиональный экзамен, мы снова столкнемся с другой проблемой, тогда как мы должны сдавать методику на грузинском языке, и как сегодня специалист по армянскому языку может пройти методологию на грузинском языке? Мы просим министерство перевести эту методологию, чтобы мы также могли преодолеть эту трудность. Мы одинаково работаем бок о бок, они с другой зарплатой, мы – с другой. Это очень серьезная проблема, решение которой должно дать министерство», – делится Гаяне Барсегян.
Примечательно, что с 1 января 2021 года учителя с полной нагрузкой и статусом в общественных школах Грузии получат надбавку в размере 100 лари (около 30 долларов). Так как у учителей армянского языка нет статуса, они продолжат получать старую зарплату. Кстати, с той же проблемой сталкиваются и учителя родного языка других национальных меньшинств.
До этого изменения зарплата старшего педагога составляла 1011 лари (310$), ведущего педагога – 1435 лари (440 $), ментора – 1745 лари (535$).
Made with Visme Infographic Maker
Учителя почти всех школ муниципалитета каждый раз во время выборов присутствуют почти на каждом избирательном митинге в поддержку кандидата, выдвинутого правительством, JNEWS попытался выяснить у учителей, поднимались ли на этих собраниях проблемы учителей армянского языка.
Гоар, которая преподает армянский язык и литературу, не поднимала этот вопрос.
«В этом году агиткампании не было, я не знала ни о чьей предвыборной программе, чтобы задать вопрос. Я не видела соответствующих кандидатов», – сказала он.
А преподаватель родного языка Кироваканской публичной школы отмечает, что каждый раз, когда она искала способы решения этой проблемы, она поднимала вопрос перед кандидатами, но в этом году она не сделала того же, так как не заметила никаких изменений.
«Я не сказала, потому что я всегда поднимала эту проблему, они задавали формальные вопросы, мы слышали формальные ответы, я не думаю, что политика решения данного вопроса найдет способ решить эту проблему. Решение этой проблемы только в одном случае, если над этим призадумаются все учителя армянского языка из всего региона, все армянское население. Это проблема всех нас, потому что это язык и вера являются хранителем нации. Мы не должны терять свой язык», – подчеркивает Антарам Карагезян.
Она также придает важность знания государственного языка, отмечая, что она также участвует в программах обучения государственному языку.
В Самцхе-Джавахети 167 учителей начальной школы, сдав экзамены по другим предметам, получили статус, 53 из которых были из Ахалкалаки и 46 – из Ниноцминда.
По наблюдениям JNEWS, только один из кандидатов, участвующих в октябрьских парламентских выборах в Грузии, затронул вопрос о квалификации учителей армянского языка и литературы в своей предвыборной программе – Энзел Мкоян. Однако следует отметить, что десятилетиями являясь депутатом парламента, он никогда об этом не говорил – ему понадобился 21 год, чтобы включить вышеупомянутый вопрос в свою предвыборную программу.
«Обратиться в Министерство образования и науки с просьбой предусмотреть сдачу экзамена на повышение статуса для учителей армянского языка, чтобы эти специалисты также получали высокую зарплату, которой они лишены вплоть до настоящего времени», – говорится в его программе. Энзел Мкоян в этом году не прошёл в парламент Грузии.
Примечательно, что упомянутый вопрос не входил в предвыборную программу кандидата, выдвинутого партией «Грузинская мечта», но уже избранный депутат Самвел Манукян хорошо осведомлен о проблеме и собирается представить ее правительству. В телефонном разговоре с JNEWS он сказал, что собирается написать в правительство, где подробно изложит проблемы, требования и ожидания учителей. Новоизбранный депутат уверяет, что уже поднимал вопросы, связанные с квалификацией учителей армянского языка, на неформальных встречах и в ближайшее время подаст письменную заявку.
Как сообщили JNEWS в Национальном центре профессионального развития учителей, реализуются программы поддержки школ с негрузинским языком обучения, направленные на повышение квалификации учителей школ с негрузинским языком обучения в районах компактного проживания национальных меньшинств. Наш конкретный вопрос о том, планируется ли вводить экзамен на получение статуса для учителей армянского языка и литературы, или реализуется ли какая-либо программа в этом направлении, остался без ответа.