В Грузии запретят проводить обыски только на основании оперативной информации


Полицейские в Грузии больше не смогут проводить обыски только на основании оперативной информации, а суды – выносить обвинительные приговоры исключительно на основании доказательств, добытых оперативниками. Соответствующие нормы Уголовно-процессуального кодекса Грузии признал неконституционными Конституционный суд (КС).

Сегодня КС вынес решение по делу «Георгий Кебурия против парламента Грузии». Иск составила неправительственная организация «Центр обучения и мониторинга прав человека» (EMC). Он касался задержания двух участников хип-хоп-группы Birja Mafia по обвинению в незаконном приобретении-хранении наркотиков весной 2017 года. Молодым людям грозили длительные тюремные сроки или даже пожизненное заключение.

За арестом рэперов, которые утверждали, что наркотики им подбросили, последовали масштабные акции протеста. Позже из-за недостаточности доказательств прокуратура прекратила производство по делу.

В EMC отмечают, что решение КС от 25 декабря важно для того, чтобы в будущем избежать случаев полицейского произвола и подбрасывания наркотиков.

«Указанное дело наглядно продемонстрировало, насколько острая проблема наркополитики, а также угроза произвола полицейских в рамках оперативной деятельности и подбрасывания наркотиков ими», — сказано в заявлении EMC.

Как отмечают в НПО, в рамках дела КС системно оценивал на соответствие положения Конституции о неприкосновенности частной жизни и критериях привлечении лица к ответственности с уголовно-процессуальным законодательством, а также нормативными актами, регулирующими оперативно-розыскную деятельность.

Суд «в значительной степени принял во внимание позицию истца», постановив, что:

Обязательно, чтобы процесс обыска и добытые доказательства подкреплялись другими нейтральными доказательствами, будь то видеозапись обыска, показания лица, нейтрально присутствовавшего при следственных действиях, или другие объективные доказательства. В остальных случаях доказательства, полученные на основании оперативной информации, не допускаются к производству по уголовному делу;
Суд также отметил, что показания полицейских, которые в значительной степени опираются и повторяют оперативную/конфиденциальную информацию, предоставленную информатором или доверенным лицом, не могут быть основанием для обвинительного приговора;
Конституционный суд отдельно обсуждал законность обыска, проведенного в условиях неотложной необходимости. КС постановил, что даже если сотрудники правоохранительных органов изъяли незаконный предмет, этот факт сам по себе не должен становиться основанием для легализации обыска, проводимого без разрешения суда. Суд подчеркнул, что результаты обыска не являются релевантными при оценке того, насколько обоснованным был обыск, проведенный в условиях неотложной необходимости.
«Само по себе проведение обыска на основе оперативной информации КС не счел неконституционным, однако разъяснил, что в такой ситуации правоохранители обязаны каким-либо образом проверить достоверность полученной оперативной информации. Одновременно, помимо непосредственно оперативной информации, должны существовать и другие факты или информация, указывающие на обоснованность обыска», — сообщили в EMC.

Согласно решению КС, до 1 июля 2021 года парламент Грузии должен принять законодательные поправки, которые гарантируют, что факт владения обвиняемым незаконным предметом будет доказываться не только показаниями полицейских, проводившими обыск и изъявшими этот предмет, но и другими нейтральными доказательствами.

На основании решения КС также могут быть пересмотрены приговоры граждан, дела которых до сих пор остаются в производстве. В таких случаях новыми нормами будут руководствоваться суды вышестоящих инстанций.

Материал Новости- Грузия