Спитакское землетрясение: 27 лет спустя


После разрушительного землетрясения Спитака прошло 27 лет, однако свежи ещё воспоминания. В Ахалкалаки почтили память невинных жертв землетрясения 1988 года.

“Куда вы едете? Гюмри больше нет, сказал один из плачущих таксистов”,- вспоминает председатель Союза армянских писателей Джавахети Егор Мовсисян.

“Мы – ахалкалакцы тогда организовали помощь для беженцев из Баку, и машины стояли у Ахалкалакской крепости. Почувствовали довольно сильные толчки, однако и представить не могли, что случилось. Везли помощь на машинах и не доехав до Гюмри встретили таксистов. Они плакали”, – вспоминает он.

“Мы только зашли в город, когда встретили людей, которые плакали и проклинали турков. Под завалами слышны были звуки, звали на помощь. Подошли из под завалов вытащили людей и попали в переполох. На месте органы безопасности открыли штаб помощи, а нам предложили гуманитарную помощь, которую мы везли в Таллин, раздать пострадавшим. Мы так и сделали”, – рассказывает Егор Мовсисян.

В 1988 году 7-ого декабря в 11:41 в течении нескольких секунд полностью или частично землетрясение разрушило города Спитак, Ленинакан, Кировакан и Степанаван, как и многочисленные села и населенные пункты Спитака, Ахуряна, Гугарка, Арагаца, Калинино и Степанавана.

Сегодня 7 декабря 2015 года в 11 часов в церкви Сурб Хач Ахалкалаки прошла служба в память жертв стихии. Во дворе церкви собравшиеся люди вспоминали и говорили про события 27 летней давности.

dektemberi 7l

Тогда Армения оказалась в бедственном состоянии и из разных стран мира ей предлагали свою помощь. Джавахцы были из первых, кто оказал помощь жителям Гюмри, как физическую так и продуктовую.

Из Ахалкалаки и окрестных сел организовали спасательные группы и ехали в Гюмри на помощь пострадавшим. Уполномоченный села Хандо Ашот Саарян в разговоре с нами сказал: “В первый день из под завалов многих вывели, после с каждым днем увеличилось количество гробов”.

Давид Айвазян из села Годолар не хотел говорить, но улыбнулся и сказал: “В группе никто не говорил, но помню как мы радовались, когда из под завалов вывели 18 летнюю девушку, однако наша радость была кратковременной, после этого вытащили многочисленные тела умерших”.

Говорить и представить то, что видели, не все могут, молча, стараясь утихомирить боль прошлого, которая кричит даже в тишине.
dektemberi 7v
Джульетта Тонаканян