Вымирающее село


В селе Комуна с 150 жителями, нет главных условий для жизни – воды и дорог. По этим и многим другим причинам молодые семьи вынуждены уезжать из села.

На юго-западе Ахалкалаки, в 25 километрах находится село Мясникян. Сворачивая от села Сулда в право, направляешься к селу Мясникян. В дали, в густой мгле обрисовывается дым, выходящий из немногочисленных дымоходов – единственный показатель того, что здесь живут люди.

Komuna

За последний год из села навсегда уехали 7 семей. Школа, носящего имя Александра Мясникяна села, 9 летняя, в ней учатся всего 6 учеников. Эти 6-ро детей являются гарантией существования села. Для миграции здесь причин много.

Первые, кого мы встретили в селе, набирали воду с единственного родника села, две женщины в ведрах несли воду. Здесь таскать воду в ведрах и стоять в очереди за водой обычное явление. День местных жителей начинается и заканчивается тем, что носят воду. Со времён основания в этом селе не было воды. Раньше воду качали из колодца. 15 лет назад усилиями благотворителя Людвига Нахапетяна с гор воду провели в село. Что было очень важным событием для жителей Мясникяна, так как уже им не приходиться добираться до колодца. Однако вопрос воды все еще актуален в селе.

Komuna kanayq

В этом году в село была проведена ещё одна линия водоснабжения, но и она не решила проблему воды.

“С помощью государства из села Бозали также провели водопровод, однако и этого мало, зимой вода практически не течет. А для питья даже опасно, так как вода не фильтрованная и течёт не по базальту. А так как через родник проходит скот соседнего села, туда много чего другого попадает. Муниципалитет выделил некоторую сумму, чтобы построить водохранилище. Вместо водохранилища поставили алюминиевую тару, непригодную в использовании для питья, потому вода опасна для употребления”,- рассказал один из сельчан, не пожелавший представиться.

В этом году Районное собрание Ахалкалакского муниципалитета утвердило программу по обеспечению водой сёла Сульда-Дадеш-Бозали и Мясникян. Общая длина водоснабдительной линии составляет 17 км., а диаметр труб 110 см. Новый водопровод должен был спуститься с гор до бассейна, который находится на возвышенности у села Сулда. Откуда по трубам диаметром в 50 см должен был распределиться по 4 селам.

Komuna gyux

Жители недовольны тем, что вода которая течет из бассейна не чиста, и есть угроза отравления.

“Заново провели воду из Бозали, а в воде полно крыс. Неделю назад один из пастухов увидел и позвонил предупредил, чтобы не пили, так как там полно крыс”, – рассказал один из жителей Мясникяна Наири Абгарян.

Семья Наири Абгаряна из 6 человек каждый день носит воду из основного источника села. Для безопасности они используют кипячённую воду. Ведь в доме у них 2 малыша.

“Самое важное, нет воды и дорог, если заболеешь в больницу даже трудно добираться. Нет условии для жизни. Зимой, чтобы набрать воды часами в очереди стоим. Течёт мелкой струйкой. Воду провели, но на данный момент мы эту воду не видели”,- говорит Светлана Абгарян.

axbyur

В селе Мясникян без калош по сельским дорогам не пройдёшь. Как говорят сельчане “по пояс в грязи застрянешь”. Ведущая в село дорога также непроходимая. Родители школьников каждое утро на спине несут детей в школу, чтобы дети по возможности чистые заходили в школу.

chamur

Во время нашего разговора Наири все время отмечал “Есть и дом и все, что надо, но здесь жить день ото дня становится все невыносимо”.

Кроме перечисленных проблем ещё и сельскохозяйственные работы идут медленно, так как в селе нет подходящей техники.

“Самое ужасное – нет сельскохозяйственной техники. Пока в соседних селах все работы не закончат, у нас никаких работ не начнёшь и не сделаешь. На данный момент сбор урожая картофеля у нас не окончен, часть все ещё остаётся на полях. Пока соседние села закончат снег пойдет”, – рассказывает Геврог добавляя “уже и собственное имя забыл”.

Komuna lvacq

Село имени Александра Мясникяна, в бывшем Комуна, было основано в 1924 году жителями села Сулда. История села начинается с 5-и семей. Комуна означает то, что в коммунистическом общественном строе человек сколько может создает, и сколько нужно берет. Они так и жили какой-то момент. А сегодня мучает вопрос, будет ли иметь это седло историю, протяжённостью больше, чем 1 век при таком темпе миграции…

Агуник Айвазян