Сегодня, 6-ого мая ахалкалакцы отметили Цратон. Паломничеству на вершину Тавшанки (Амиранис Гора) не помешали не чрезвычайное положение, ни ливневый дождь, который уже больше недели в Ахалкалаки.
С утра моросил дождь, к полудню пошли ливни. Однако с утра ахалкалакцы по 2-3 человека поднимались по горе Тавшанка, на вершине которого находятся святыни, куда ахалкалакцы идут в паломничество каждый год 6-ого мая.
Выбраться на природу с недавних пор стало отдушиной для многих ахалкалакцев, которые из-за коронавируса сидят дома.
Весна в Ахалкалаки хоть и холодная, все же красивая пора. Заснеженные горы на фоне зелени создают интересный контраст и захватывают дух. Особенно захватывает вид из высоты на город, который снизу кажется очень маленьким.
Есть легенда, что в этот день нельзя работать, опасаясь быть перекошенным. В селах люди верят, что в старину работали в этот день и тут у них искривлялись руки и ноги. Если же были вынуждены что-то делать, непосредственно после работы сеяли немного ячменя. Верили, что всходы посеянного ячменя вырастут кривыми, тем самым взяв на себя наказание.
Этот праздник “важен” и для беременных. Беременным женщинам в Джавахети “запрещается” что-либо делать в этот день, особенно с использованием колюще-режущих предметов. В Джавахети утверждают, что если в этот день беременная женщина что-то сделает, то ребенок рождается с отметиной. Вот почему в Джавахети 6 мая в самом прямом смысле слова не рабочий.
Цратон, который настолько распространен в нашем обществе, несмотря на то, что содержит религиозные элементы – люди совершают паломничество к разным святыням, однако не имеет никакого отношения с календарными праздниками Армянской Апостольской церкви.