В самом большом армянском селе Ахалцихе есть две важные проблемы. В Цухруте нет воды, ни для питья, ни для орошения. В плохом состоянии сельские дороги.
Дорога, ведущая в село, мягко говоря, в безнадежном состоянии. Водитель такси, который первый раз был в Цухруте, удивленно озирался по сторонам. На наш вопрос, почему так удивленно смотрите, он ответил։
“Сельская дорога очень плохая, но посмотрите какие дома у них, и земли обработанные. Хорошо живут”.
В селе сразу же встретили пожилого человека, который услышав слова таксиста ответил: “Да, люди у нас работящие”.
Мы поспешили в центр села, чтобы поговорить с сельчанами. По дороге встретили женщину по имени Пепуш, которая сидела у родника и мыла шерсть, для приданного дочери. Её дочь в этом году вышла замуж.
Самая большая проблема Цухрута – отсутствие воды. В селе есть несколько родников, откуда сельчане несут воду. Для местных жителей родники особое место сбора. Самый известный родник в селе – это родник под названием Ерек Охлани (Трехглавый). Цухрутцы не жалуются на свою жизнь, хоть и отмечают: “У нас мало земель, у каждой семьи выходит всего 1 гектар, воды нет, выход есть, но нет хозяина. Носим воду из родников, наша жизнь сложна, но мы не жалуемся”.
По сравнению с другими армянскими селами Ахалцихского муниципалитета, из Цухрута мало кто мигрирует или едет на заработки. Здесь, в буквальном смысле слова, из камня делают хлеб. От мала до велика, день и ночь люди работают на полях.
“Из Цухрута мало едут на заработки, картофель, кукуруза, ячмень, пшеница, лук и чеснок, – всё выращиваем. Самую большую прибыль получаем от картофеля. Многие едут на заработки, есть семья, где некому ехать на заработки. Надеются на пенсию. Или же здесь мало или много, но зарабатывают и живут. Выживают. Всякие люди есть. Наши цухрутцы очень работящий народ. Хоть и мало воды в селе, но люди очень трудолюбивые. Работают, насколько сил хватает. Нет воды для орошения. Надеемся на бога, а сейчас столько дождя выпало, что теперь урожай гниёт”,- говорит Анаит Гиносян.
Самая важная проблема для жителей села Цухрут – это отсутствие питьевой воды.
“В селе есть родники, оттуда несем питьевую воду. Есть в селе 20 домов, куда воду провели своими силами. В Ахалцихском муниципалитете нет села, где в домах не было бы воды. В 1970-80-ые годы у нас была асфальтированная дорога. Теперь ничего нет. Разрушилась, закончилась, ушла. Едешь в другое место, где всего 80 семей, а сельские дороги асфальтированы. В прошлом году решили воду провести с гор, трубы провели наполовину, деньги закончились, и все также осталось”, – рассказал дед Саргис.
У трехглавого родника бабушка Сирун со своей невесткой перебирала зелень на продажу.
“Приедут и увезут зелень в Тбилиси, в Кутаиси. В этом году было наводнение, все смыло, унесло. Приезжают у нас покупают. Килограмм укропа стоит 50 тетри. Вот так торгуем и живем, – рассказывает 74-летняя Сирун Согоян, добавляя, – У кого есть возможность уезжает из села, у кого возможности нет, остаётся”.
Днем в Цухруте очень мало людей можно встретить на улицах, работают на полях. Собирают выращенный урожай, а вечером подготавливают, чтобы когда приедут покупатели, все было готово. В Цухруте люди слилась с природой. Люди удивительно гармонично живут с природой. Ясные и искренние глаза детей несут огромный смысл.
Они будущее Цухрута…
Агуник Айвазян