В Ахалкалаки крепко закрепился стереотип, что учитель – не мужское дело. Поддерживает этот стереотип также статистика учителей школ Ахалкалакского муниципалитета.
Хриплый, проникновенно-глубокий голос, шляпа и костюм, статный мужчина с указкой навсегда остался в памяти многих учеников №4 школы, как образ мужчины-учителя. “Уважаемый Акопян”, так обращались к учителю армянского языка и литературы. В этой школе были и другие образы, директора, который с важным видом ходил между партами и рассказывал мировую историю, и статная, высокая фигура с хмурым взглядом преподавателя физкультуры. Теперь в школе, где когда-то работали эти люди, остался только один мужчина-преподаватель – учитель физкультуры.
Конец СССР и постсоветское время оставили след в школах, большинство учителей оставили свою работу, на обесцененные купоны содержать семью тогда было невозможно. Мужчины, которые работали в школах просто оставили и ушли на целину, добывать средства, в голодные и холодные времена.
Профессия учитель для мужчин стала неприемлемой, правда в наши дни постепенно это меняется, так как статус и зарплата учителя повышаются, однако всё ещё во многих школах в учительской “царят” женщины. В Ахалкалакском муниципалитете 65 школ, общее количество учителей, которые там работают составляют 1453 и из них только 231 мужчина. Мужчины в основном преподают физику, химию, математику, географию и спорт. Однако молодых преподавателей среди них мало, многие пенсионного возраста, некоторые из них достигают 80 лет и выше.
Михаил Гаспарян учит детей в публичной школе села Зак армянскому языку, литературе и шахматам, хотя если есть потребность, то преподаёт и другие предметы.
“Сегодня у нас в школах женщины, одни женщины. Когда из министерства, из Тбилиси приехали, я спросил: “как вам представляется школа без мужчин? Очень плохо. Тогда о чем вы там в министерстве думаете?” Они сказали, что это сложный вопрос, что поделать ничего не могут”,- говорит Михаил Гаспарян.
По его мнению молодых мужчин-учителей должны заинтересовать высокой оплатой труда.
“Если молодые мужчины едут на целину, чтобы содержать семью, 300-400 лари зарплаты позволят ли им содержать семьи? Конечно же нет. Пригласите мужчин учителей для преподавания в старших классах и оплатите больше. Конечно до этого исследуя его профессионализм”, – говорит он.
Учитель со стажем утверждает, что мужчинам легче работать с подростками, чем женщинам.
“Когда я был директором, одна из учительниц пришла жаловаться ко мне, говорит ученик 12-го класса не позволяет мне вести урок. Я сказал, он умный мальчик, возможно задал вам вопрос и вы не смогли ответить? Вопрос заключался в половом образовании, учительница заткнула его и пригласила вон, чтобы не мешал уроку. И это ответ? Я сказал ей, что она должна была объяснить ему, парню 18-и лет. В 18 лет создают семьи и он должен знать, а учитель нагрубила и парень сказал, что на уроке сидеть больше не будет”, – говорит Михаил Гаспарян.
В селе Бежано Ахалкалакского муниципалитета работает 25-летний преподаватель Юра Яйлоян. Он преподаёт танцы и музыку с 2015-го года, окончил Ереванский государственный институт театра и кино. Школа Бежано отличается от остальных школ тем, что здесь сравнительно большое количество мужчин-учителей – 7 человек, причём в основном молодого возраста.
“Я мечтал работать в школе. В детстве собирал соседских детей и играли в школу, я всегда был учителем. Потом учился и вернулся в родное село Бежано. Я был молодым и безработным, ничего делать не мог, обратился в школу к директору. В начальном периоде было очень сложно для меня работать учителем, где почти моего возраста ученики. Теперь уже легче, привыкли. Уже не могу представить себя вне родной школы. Для меня школа – мой второй дом, люблю свою профессию и работу с детьми хотя и сложно в век технического развития работать с ними. У всех есть телефоны и другие интересы, но мы работаем чтобы создавать новые мотивации, чтобы делать уроки интереснее для учеников”,- рассказывает он.
Согласен с Михаилом касательно зарплаты и Юра Яйлоян. Зарплата у учителя должна быть достойной усилиям, которые прилагаются для обучения молодого поколения.
“Часто говорят, что работа учителя не мужская, но ошибаются. Надо быть как хорошим специалистом, так и психологом. Мужчине не подходит только по причине зарплаты, не настолько высокая, чтобы содержать семью. Вот почему большинство мужчин предпочитают ехать на заработки в Россию, на другую работу”, – говорит Юра Яйлоян.
Самое большое количество мужчин-учителей в публичной школе села Абул, там работают 8 мужчин, в 5 селах учителей мужчин 7 человек. В 9 школах по 1 учителю. В двух школах мужчин учителей нет совсем, в публичной школе Ахалкалаки №1 и в сельской школе Ихтила.
Кристина Марабян
Агуник Айвазян