В селе Гумбурдо (Кумурдо) Ахалкалакского муниципалитета около 90% жителей не могут зарегистрировать в государственном реестре свои земли, потому что паспорта на земельные участки пропали.

1 июля 2019 года истекает срок упрощенной регистрации земель. Грузия начала упрощённый процесс регистрации с 1 августа 2016 года, этот процесс был продлён несколько раз, так как оставалось много не зарегистрированной земли. Люди спешат зарегистрировать, однако многим это не удаётся по тем или иным причинам.

Жители села Кумурдо жалуются, что свои собственные земли, которые они обрабатывают более 20 лет, не могут зарегистрировать в гражданском реестре. Причина в том, что для регистрации земель необходим технический паспорт земельного участка. Паспорта были розданы всем сельчанам в 90-ые годы, когда начали распределять семьям по 1 га 25 сот земельного участка.

«Мой собственный дом и моя собственная земля, в свое время не взяли паспорт из-за цены. От нас требовали за паспорт 21 лари, никто не заплатил, а они паспорт не дали. Вот и стоим перед проблемой. Я думал все равно мое, кто у меня заберет», – говорит Мовсес Палоян.

Мартин Саарян отсутствие паспорта аргументирует, тем, что в это время он был на заработках в России.
«Мне предлагали в свое время, я не взял, а сейчас их нет. Я тогда был в хопане (на заработках за границей), а члены семьи не взяли, потому что не знали об этом. Недавно пришли, собрание у нас проводили, обещали помочь», – говорит Мартин Саарян.

В этом селе на данный момент свои земли зарегистрировали всего 10% жителей села. Остальные не знают, что делать.

Джинисян Славик говорит, что в те годы немногие могли себе позволить заплатить 21 лари.

«Если я свой паспорт не взял, куда он исчез, потерялся, это документ, государство не знает куда он исчез. Все знают, если сейчас заплатить 350 лари, то можно приобрести паспорт земли», – жалуется Славик Джинисян.

По словам сельчан, сейчас эти паспорта за деньги продают, однако никто не берётся сказать, кто продаёт, где, или кто купил.
«Требуют деньги, чтобы паспорт отдать, а у меня денег нет, чтобы платить. Мне не сказали конкретно сколько нужно платить, сказали приходи поговорим», – сказал Варос Стамболцян.

Левон Чолахян говорит, что ответственные лица тогда не объяснили важность этого документа.

Сельчане недоумевают, куда могли исчезнуть государственные документы.
«Они должны были сдать в архив, допустим, у кого-то было, но потеряли, откуда бы он мог взять копию этого документа»,- сказал один из жителей.

Все сельчане уверены, что государственный документ не мог просто так исчезнуть, они у кого-то, кто хочет на этом заработать деньги.

Саарян Жожик, который в те годы в селе Гумбурдо был членом комиссии по распределению земли говорит, что не знает где сейчас эти паспорта, и что действительно, тогда паспорта выписывал тем, кто платил 23 лари.

“Я выписывал чек тем, кто платил деньги, измерял землю и передавал участок человеку. В паспорте я тоже подписывался. Кто заплатил, я ему отдал паспорт. Остальные паспорта остались в учреждении, и я не знаю куда они исчезли. Я был простым работником, что мне говорили, то и делал”, – сказал Саарян Жожик.

Где и куда исчезли документы не знает и Мгдесян Мкртич, который в то время тоже был членом комиссии.

По данным отдела имущества и планирования, за два года в муниципалитете свои земли зарегистрировали 2300 человек.
Во время земельной реформы с 1994- 1998 годы в селах всем семьям раздали по 1 Га 25 сот земли. За паспорт в разных селах члены комиссии по распределению земельных участков требовали платить от 21 до 28 лари, тот, кто платил эту сумму, получал паспорт, а кто не платил не получал. Сейчас в государственном реестре без этого паспорта не регистрируют земли сельчан.

«Сейчас мы спрашиваем членов тогдашних комиссии сел, они говорят, что никто не захотел заплатить 28 лари, а тогда это сумма уходила на зарплату этих работников, поскольку работы было у них много, а зарплата была маленькая. Также говорят, что люди не интересовались. Сейчас прошёл 21 год, и никто не знает, что с этими документами стало, их нет и в архиве. Члены комиссии говорят, что сдали, но кому и когда не говорят», – говорит специалист отдела имущества и планирования Аваг Аревян.

Почти во всех селах у жителей есть проблема с паспортами, то есть налицо отсутствие паспортов, но в некоторых селах, например Гумбурдо, Бежано, Гоман, без паспортов на землю остались большинство жителей.

Шушан Ширинян