Некоторые жители Ахалкалаки не могут зарегистрировать дома, за которые они заплатили большие суммы. Эта проблема возникла после поправок к закону «О собственности земель сельскохозяйственного назначения», внесенных 16 июня 2017 года.
За последние годы сравнительно уменьшилась миграция из Ахалкалаки и сел, жители не покидают родные дома и пытаются на месте создать семьи и строить дома. Сельчане покупают те дома в селах, владельцы которых переехали в Россию, Армению и другие страны на постоянное место жительства.
Житель села Хульгумо Мисак Егиазарян, уже 10 лет не может зарегистрировать дом, в котором живет со своей семьей.
Он является гражданином России, однако хочет зарегистрировать дом на своего сына, который является гражданином Грузии. Прежний владелец дома дал им доверенность на дом, но это им не помогло, они уже неоднократно получали отказ в Публичном реестре, аргументация – сельские дома являются землями сельскохозяйственного назначения и граждане других стран не могут их зарегистрировать.
«Прошло уже 10 лет с тех пор, как я купил квартиру, но не могу его приватизировать. Что это такое? Владелец дома, у которого я купил дом, дал мне доверенность, в котором указано, что дом куплен у него. Эту доверенность я им представил, но они всё равно отказали, заявив, что это ничего не меняет», – сказал Мисак Егиазарян.
Как дом, так и земля зарегистрированы на имя прежнего владельца.
Мисак Егиазарян капитально отремонтировал дом, сейчас строит подвал рядом с домом. Он никогда не испытывал беспокойства по поводу отсутствия регистрации, однако официально у него нет собственности. Когда он захотел начать строительство подвала, он обратился к уполномоченному села, чтобы в дальнейшем не возникло каких-либо проблем. Уполномоченный села ответил, что на территории его дома он может построить, если его строение не мешает соседям.
Те лица, которые покинули Грузию и получили гражданство другой страны и больше не являются гражданами Грузии, не имеют права осуществлять операции по покупке-продаже в селах Ахалкалаки, и, в целом, регистрировать собственность. Они продают свою недвижимость в селе, которая становится проблемой не для них, а для покупателей.
Эта проблема не касается недвижимости в городе Ахалкалаки , она касается только земель сельскохозяйственного назначения.
В селе Мерения Ахалкалакского района отныне не покупают домов, если владельцы дома являются гражданами другой страны.
Мисак Адамян, житель села Мерения, купил дом и земли тети более 10 лет назад для своего старшего сына. После смерти тети и ее супруга их сыновья переехали в Россию на постоянное жительство и получили там гражданство. После этого они не могут зарегистрировать дом на имя Мисака Адамяна.
Он неоднократно обращался в Публичный реестр и нотариальную службу с целью получить решение данной проблемы.
«Я пошел в реестр, но они сказали, что я должен подождать, пока в закон не внесут поправки, позволяющие регистрацию», – сказал он.
Однако, из соображений безопасности, покупая дом Мисак Адамян передал деньги владельцам дома через нотариуса.
Другой житель села Мерения Роберт Кахкцян купил дом в селе в 2006 году . Во время покупки дома он находился на заработках в России и сделку по купле-продаже проводили его старший брат и отец. 6 лет назад из России приехал прежний владелец дома и Роберт захотел зарегистрировать дом, пошел в нотариальное бюро и прежний владелец дома передал ему доверенность, что отныне дом принадлежит Роберту Кахкцяну.
В доме также были зарегистрированы 5-6 бывших членов семьи. Спустя годы он пытался зарегистрировать дом в Публичном реестре, однако тогда ему сказали, что для этого требуется согласие всех членов семьи. Согласие он должен получить посредством Skype, однако стоимость одного звонка составляла 60 лари, и, исходя из финансовых затруднений, Роберт Кахкцян решил отложить регистрацию до тех пор, когда у него появятся средства.
Он не знал, что даже потратив эти деньги и получив согласие всех членов, зарегистрированных на дому, он не сможет зарегистрировать дом, поскольку бывшие владельцы дома являются гражданами другой страны.
Проблематичны не только сделки по купле-продаже с участием иностранных граждан, но также и регистрация наследства.
Житель села Куликам говорит, что дом его деда остался «висеть в воздухе».
«Несколько лет назад моя бабушка и дед умерли, и теперь мы не можем зарегистрировать дом на имя моего дяди или его сыновей, потому что они являются гражданами России, и их не зарегистрируют», – сказал житель села Куликам.
Законодательство:
Несмотря на то обстоятельство, что проблема в селах Ахалкалаки имеется и она неразрешима, грузинское законодательство не предусматривает регистрацию земель гражданами других стран.
Этот вопрос регулируется Законом Грузии «О собственности земель сельскохозяйственного назначения». До 16 июня 2017 года, согласно статье 4, пункта 1(подпункт «б») вышеупомянутого закона, право на собственность земель сельскохозяйственного назначения (в том числе и унаследованные), имеет гражданин Грузии, юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Грузии, и хозяйства.
Однако в этот пункт были внесены изменения, в соответствии с которыми законодательство Грузии «О собственности земель сельскохозяйственного назначения» запрещает регистрировать собственность сельскохозяйственного назначения (в том числе юридически передаваемую) иностранным гражданам, хозяйствам и юридическим лицам, зарегистрированным в Грузии от имени не гражданина Грузии.
Комиссия по аграрным вопросам парламента Грузии намерена инициировать изменения в закон «О собственности земель сельскохозяйственного назначения» в процессе текущей осенней сессии.
Депутат парламента Грузии, который является членом парламентского комитета по аграрным вопросам, Самвел Манукян в беседе с Jnews заверил, что в ходе консультаций он поднял вопрос об имеющейся в Ахалкалаки проблеме с регистрацией земель и все знают об этом.
«Я представил этот вопрос в комитет, но пока не окончательно, я жду открытия осенней сессии парламента, чтобы опять представить этот вопрос и повторно обсудить», – сказал Самвел Манукян.
Для получения более подробной информации мы обратились к председателю парламентского комитета по аграрным вопросам Отару Данелия. Нам ответила представитель его бюро София Габисониа, связав нас с парламентом, откуда нам сообщили, что вопрос о регистрации собственности в Ахалкалаки представлен в законопроекте, однако как он представлен и какое развитие получит, пока ещё не могут ответить.
Первоначально инициатива о внесении изменений в законопроект будет представлена в парламент, после чего вопрос будет вынесен на обсуждение в комиссиях, далее будет обсужден на пленарном заседании и только после этого начнутся новые слушания.
Остается ждать с надеждой, что обсуждения и слушания закончатся в пользу общества и, наконец, люди станут собственниками своих «висящих в воздухе» домов.
Гаянэ Акоджян
Кристине Марабян