О том, может ли Грузия превратиться в коридор для террористов, о Панкисском ущелье, контроле государства и о многом другом Jnews.ge побеседовал с экспертом по терроризму “Фонда Рондели” Алеко Квахадзе.
– Есть граждане Грузии, которые служат в террористических организациях, например в ИГИЛ, насколько тема терроризма актуальна в нашей стране?
Мы видели прецедент, когда несколько десятков граждан Грузии с Панкисского ущелья, также несколько человек из Аджарии участвовали в таких организациях, как ИГИЛ на территории Сирии и Ирака. Конечно, если взять в процентном соотношении, то в Панкисском ущелье, допустим самый большой процент участников ИГИЛ на душу населения во всем мире. Поэтому это актуальная тема в Грузии, говорят уже о последствиях, о том, как наши граждане поехали туда, но не говорят о термине терроризма, что это такое, почему это происходит, какие причины, какова история самого терроризма, что вообще такое терроризм, где разница между терроризмом и борьбой за свободу и так далее.
– Недавно в Панкиси была антитеррористическая операция, во время которого был убит гражданин Грузии. Насколько предвзятость в том, что в Панкиси есть террористы, может повлиять на население?
Дело в том, что сейчас те, кто уже уехал, уехал. Больше оттока уже не происходит из Панкисского ущелья? Подобные спец операции показывают пример силы на Кавказе. Чем агрессивнее себя ведет правительство по отношению к гражданам, когда использует силу в тот момент, когда не надо, тем больше вызывает радикализацию общества. Поэтому я считаю, что особенно после спец операции Чатаева уже были допущены очень серьезные ошибки, особенно во взаимоотношениях с населением Панкисского ущелья. Естественно очень большое недовольство вызвало убийство Мачаликашвили, тем более, как заявляет население, почти месяц после операции, когда был убит Чатаев он свободно передвигался и был шанс его арестовать без употребления силы. Даже если допустим, что он в чем-то имел причастность и естественно имеет место очень большое недовольство у населения.
– Насколько Грузия готова к ситуации, когда есть угроза терроризма?
Сегодня, когда ИГИЛ потерял свои территории, строит вопрос о возвращение тех людей, которые воевали там. В первую очередь это касается Северного Кавказа. Да, Грузия приняла закон, который криминализирует участие в террористических организациях, и граждане Грузии скорее всего не рискнут заехать в Грузию из-за этого закона, граждане Северного Кавказа вполне могут использовать Грузию, как транзит, тем более в Грузии нет полной базы данных о том, кто является участником таких организаций. Это является очень хорошей причиной для России, чтобы обвинить потом Грузию в пособничестве терроризму. И винить в том, что Грузия предоставляет коридор, как это было раньше, и также активно вмешиваться во внутренние дела Грузии.
– Что грозит гражданину Грузии за участие в таких организациях как ИГИЛ?
Участие в неформальных вооруженных организациях за пределами Грузии особенно тех, которые признаны террористическими, является уголовным преступлением и грозит срок, если не ошибаюсь, от 10 до 15 лет лишения свободы. Как известно из открытых источников, один гражданин Грузии Давид Борчоашвили уже был арестован по этому обвинению, когда его депортировали из Турции в Грузию. Его осудили и по-моему ему дали где-то 8-9 лет.
– Кроме жителей Панкиси какие регионы вовлечены в террористические организации?
Есть представители Аджарии, где-то 10-15 человек, но там нет массового оттока, потому что население в массе не поддерживает подобные идеи. А также были случаи из азербайджанских сел Грузии, особенно из Кахети, Караджалар и там был тяжелый случай. Две женщины оставили свою семью и поехали в ИГИЛ. Численность азербайджанцев может быть еще больше, но дело в том, что они в отличие от жителей Панкиси, вместе с северокавказскими группировками, а граждане Грузии азербайджанцы в основном и с турецкими, и с азербайджанскими группами сливаются, и поэтому очень сложно отследить кто из Грузии, а кто нет. По фамилиям это почти невозможно.
-Касательно безопасности в Панкиси, насколько ущелье под надзором спецслужб Грузии?
В Панкиси кроме полиции есть здание контртеррористического центра, который в усиленном режиме работает в ущелье и бывают случаи, когда контроль превышает норму, это касается того, когда жители Панкиси пытаются выехать по своим делам из Грузии, допустим навестить родственников в Европе и тд. Были случаи, когда их очень долго проверяли на границе и даже не давали возможность покинуть Грузию. Особо усиленный контроль в некоторых случаях негативно влияет на местное население.
Кристина Марабян