Семья Григорянов, состоящая из 7 членов, не имеет собственного дома. Время от времени они вынуждены переселяться в другой дом.
В эти дни Григоряны вновь готовятся к переезду, но куда – пока еще не знают. Они в очередной раз с надеждой ожидают, что найдутся добрые люди, которые им хотя бы временно предоставят крышу над головой.
«Позвонил хозяин дома, попросил освободить помещение, сказали, что они возвращаются, не смогли приспособиться в России, потому и возвращаются. Мы в растерянности, не знаем как быть, куда пойти», – сказала мать 4-х детей Карине Айвазян.
С 2003 года по нынешнее время многочисленная семья Григорянов из села Орча живет, кочуя из села в село, из дома в дом. За эти годы они успели пожить в сёлах Орча, Арагва и Кочио.
Во время нашего визита главы семьи – Алика, не было дома, он в горах Качо пасет скотину. Григоряны не жалуются на работу, наоборот, они отзываются на любое предложение о работе, однако досадуют, что не имеют постоянной работы, бывает, что месяцами сидят без дела.
«Ждем осени, чтоб идти на сборы картофеля, мы работаем везде, где только есть работа, однако этого недостаточно, у мужа нет постоянной работы. Документов не имеет, чтоб поехать в Россию на заработки. Если бы можно было как-нибудь получить паспорт, то поехал-бы работать, купили бы дом, имели свой собственный угол. Куда мне идти с 4-мя детьми?», – сетует Карине Айвазян.
Бабушка Арусяк заботится о внуках, работает на арендованных полях, чтобы хоть как-то помочь своему сыну. Пенсию не получает по причине не пенсионного возраста.
«У нас нет собственной земли, обрабатываем чужие. Еле зарабатываем на хлеб насущный. Из внуков только Мнацакан понимает, что у нас нет денег, и всегда говорит-вот вырасту, буду работать в банке, чтобы купить дом», – рассказывает бабушка Арус, надеясь, что у них когда-нибудь будет свой собственный дом и они больше не будут вынуждены каждый раз перетаскивать детей из дома в дом.
В селе Качо семья Григорянов живет уже больше года. Для того, чтобы согреться в прошлую суровую зиму они взяли кредит в банке и до сих пор не могут покрыть этот кредит. В результате, сумма кредита в банке удвоилась, став из 400 лари 800. Они не представляют как должны покрыть этот долг, тем более, что скоро снова зима, и снова необходимо закупить дров.
«Денег нет, мы поддерживаем существование благодаря соцпомощи в 460 лари. Мы в нужде, бывало даже, что не было денег на муку, мы просим о помощи государство, добрых людей помогать в силу своих возможностей, чтобы хотя бы свои четыре стены имели», – отмечает Карине.
6-летний Мнацакан, 4-летняя Наре, 2-летний Давид и 4-месячная Мане все ещё очень малы и ничего не понимают. Только Мнацакан застенчиво ходит из угла в угол, мечтая об игрушечном самолете и поезде.
Мнацакан с детской непосредственностью предлагает нам проследить за его игрой с друзьями. Они играют «Выше ноги от земли». Правила игры он так объясняет: «играют на земле, должен успеть запрыгнуть на камень. Вот вырасту, стану футболистом, буду играть и всех побеждать».
Агуник Айвазян