В Парламенте Грузии сегодня первым чтением приняли законопроект «О прозрачности иностранного влияния». Какова вероятность того, что проект станет законом, насколько он повлияет на евроинтеграцию Грузии и о многом другом Jnews поговорил с экспертом и главным редактором газеты “Резонанси” Лашей Тугуши, который участвовал в обсуждениях законопроекта в комитетах парламента.
– В парламенте настроены на то, чтобы принять законопроект, что будет, если примут?
– Я думаю, что если мы примем эти законопроекты, это конечно серьезно ухудшит ситуацию с демократией. В целом, потому что это очень серьезно ударит по гражданскому обществу и медиа. Это будет проблемой для европейской интеграции, если в таком виде принимать. Я сомневаюсь и в том, что можно переделать эти законы, из этой плохой идеи делать золушку. Это невозможно исправить.
– Насколько эта инициатива против евроинтеграции?
Я не говорю, что это против евроинтеграции, просто я говорю, что если принять, это ухудшит ситуацию и будет проблема, потому что это ошибка. Вы видите, что идут серьезные дискуссии, очень много эмоции. Наши партнеры тоже свои позиции имеют против этого процесса, но процесс запущен. Теперь отправят в Венецианскую комиссию. Все будет зависеть от того, какое заключение даст комиссия. Я думаю, комиссия не даст хорошего заключения и, если парламент прислушается, то они должны остановить этот процесс. Сложно предсказать. Но я надеюсь, что так и будет в отношении Грузии. Но просто проблема в том, что эти дебаты, которые сейчас идут не способствуют (ред. интеграции в Европу). Конечно они должны принимать решение на счет кандидатства Грузии в Евросоюз. То есть, это все не в ту копилку. Это негативно влияет, но в то же время, я надеюсь, мы все преодолеем и получим статус. Это конечно очень важно и мы откажемся от этого закона, от этой идеи.
– Насколько рекомендации Венецианской комиссии или вето президента Грузии могут помешать принятию законопроекта?
Я думаю, если парламент примет законопроект, то она (ред. президент Грузии) наложит вето, но пока мы на стадии принятия законопроекта в первом чтении. Венецианская комиссия даст заключение в июне, а до июня это не будет законом. После того, как Венецианская комиссия даст свое заключение, парламент вернется к этому вопросу и, надеюсь, они откажутся от этого и не потребуется второе и третее чтения, и дело не дойдет до вето президента.
– Вы участвовали во время слушаний в комитетах по внешним отношениям и по обороне и безопасности, как Вы оцените эти слушания?
Я был в парламенте и принимал активное участие в обсуждениях комитетов, потом в юридическом комитете до поздна были обсуждения, видели как бурно проходят обсуждения, сколько эмоции было внутри комитета, дошло до физических столкновении между представителям разных партии. В парламенте было много эмоции. Люди вышли на улицы, разные организации, академики, профессора, люди разных профессии делали заявления против этого законопроекта. Конечно есть люди, которые поддерживают. Я думаю, что все же парламент не примет такое решение, которое будет большой проблемой для демократии Грузии.
– И всё же какова вероятность того, что этот законопроект примут?
Исходя из того, что наши абсолютно все партнеры, как бы просят правительство и парламент, чтобы они не шли по этому пути, много было выступлении и в Брюсселе, и в европейских парламентах. Были выступления и со стороны наших стратегических партнеров разных ведомств, чтобы развить экономику, социальную сферу, улучшить ситуацию с инвестициями, уменьшить преступность и как можно быстрее проводить европейские реформы, которые для нас очень важны, для этого нужны большие усилия. А не тратить усилия на то, чтобы бороться с гражданским обществом или поставить клеймо агента. Это серьезная проблема, надеюсь, исходя вот из этих факторов, мы вернемся на исходное положение и откажемся от этого очень вредного законопоекта.