Дистанционный режим повлиял на качество образования всех студентов, но больше всего на учащихся подготовительного курса грузинского языка. Они похожи на первоклассников, только начинают изучать язык углубленно, грамматику со всеми необходимыми нюансами. К тому же очень важен фактор постоянного общения на грузинском вне уроков, чего при дистанционном режиме нет.

С появлением коронавируса, с февраля 2020 года в учебных заведениях стал обсуждаться вопрос проведения занятий в дистанционном режиме, и уже с марта различные университеты в разное время перешли на онлайн-занятия. С 4-го октября 2021 года занятия в аудиториях разрешаются, но университеты в основном предпочли продолжить онлайн-образование. Некоторые вузы говорят, что возобновление учёбы в аудиториях зависит от количества вакцинированных студентов и работников. Некоторые просто решили до конца семестра продолжить дистанционный режим обучения.

Количество студентов из Ахалкалаки, обучающихся в разных вузах страны по проекту «1+4» растет с каждым годом. Льготная программа даёт возможность абитуриенту поступить, сдав один экзамен по навыкам на родном языке, после чего следует год обучения грузинскому языку. И только после этого поступление на бакалавриат.

В 2021 году 292 студента из Ахалкалаки поступили в разные грузинские вузы, в основном по данной программе.

Copy: students
Infogram

Тигран Ароян уже окончил подготовительный курс Тбилисского государственного университета имени Ильи, считается студентом первого курса. С детства целью Тиграна было учиться на родине. Он поступил в один из лучших вузов, овладел государственным языком, но, по его словам, прохождение подготовительного курса онлайн – это все равно, что не пройти его.

Tigran Aroyan Тигран Ароян

«Сразу после сдачи экзамена я предполагал поехать в Тбилиси, начать искать дом, заняться остальными делами, чтобы мы могли переехать, но, к сожалению, нам не повезло, и наши занятия начались онлайн», – с улыбкой рассказывает он.

По мнению Тиграна, обучение грузинскому языку было бы более эффективным, если бы оно проходило в аудитории. Он даже подумывал о том, чтобы повторно поступить на подготовительный курс, решил, что лучше бы проучиться еще год и хорошо овладеть языком. Он, узнав, что уроки снова будут в онлайн-режиме, не стал этого делать. Тигран надеялся, что с 4-го октября он сможет уже продолжить обучение в университете, однако Тбилисский государственный университет имени Ильи продолжает дистанционное обучение. Из университета сообщили Jnews, что пока точно неизвестно, когда обучение возобновиться в аудиториях, но, что скорее всего до конца семестра процесс будет дистанционным.

Имея большое желание взять от занятий максимально знаний, Тигран Ароян всё же часто просто подключался к zoom (онлайн платформа видео-конференций) и не участвовал в сесиях.

«Есть большая разница между обучением в аудитории и онлайн. Конкретно в моем случае, были занятия, на которых я вообще не говорил, хотя преподаватели не задавали мне вопросов, поэтому я не проявлял активности. Если бы мы учились в институте, занятия проходили бы в аудитории, не думаю, что если бы лектор увидел, что я неактивен, меня не интересует, он так бы и оставил, а наоборот, он бы задавал мне вопросы, чтобы я участвовал, тем самым учил бы язык. Было время, когда я просто подключался к zoom, откладывал телефон в сторону и занимался своими делами, по дому, или даже ходил в магазин. Правда было и то, что я получил замечание за это».

Тигран знаком только с одним из своих однокурсников, которого видел в Ахалкалаки, остальных он не знает, потому что они «встречались» только в сети.

Тигран еще не вакцинирован, но думает привиться, в целом, он не против вакцинации.

Жанна Чогандарян также окончила подготовительный курс онлайн, она считает, что онлайн-образования для студента, изучающего язык, явно недостаточно, но она видит и положительные стороны.

Zhanna sirun Zhanna Жанна Чогандарян

«Честно говоря, когда последний семестр в школе проводился онлайн, моей единственной надеждой было, что студенческая жизнь будет стабильной, мы будем ходить на занятия нормально, но мои ожидания не оправдались. Это было большим разочарованием для меня. Честно говорю, уже год как я являюсь студенткой, но все равно не чувствую себя ею», – говорит Жанна.

И Тигран, и Жанна считают, что не совсем готовы к первому курсу.

«Уровень нашего грузинского языка действительно низкий. Но то, что у нас уже есть опыт студенческой учебы в Илье, является фактом. Однако я думаю, что если бы мы были в университете, мы бы учили грузинский намного эффективнее, потому что было бы больше общения с нашими грузинскими однокурсниками. Кроме того, мы начали бы жить в грузинском обществе, а сейчас живем в нашей армянской общине. Общение несравнимое», – добавляет Жанна.

Она рассказывает, что присутствовала не на каждом уроке. Были дни, когда она подключалась одновременно и на занятия в университете и на тренинг. Жанна видит в онлайн-обучении также и положительные стороны.

«Думаю, если бы занятия были в университете, я бы ограничилась только университетом, потому что мы должны быть в аудитории с 09:00 до 17:00, у меня не осталось бы времени на другие тренинги. А сейчас пользуюсь практически всем, хожу в походы, участвую в разных программах. В противном случае я считаю, что сидячее положение за компьютером целый день навредит нашему здоровью».

Мама Жанны сперва очень обрадовалась, когда узнала, что занятия будут в онлайн режиме. Экономически это выгодно, не надо тратиться на аренду дома, повседневные столичные расходы, и другие траты. Однако теперь она ждет, когда занятия начнутся в самом университете, чтобы дочь видела настоящую студенческую жизнь.

Поскольку Жанна и однокурсники всегда общались в сети, решили хоть раз встретиться в Тбилиси, чтобы нормально познакомиться, узнать друг друга.

«Когда закончилось первое полугодие, мы решили встретиться, наконец, увидеть друг друга лицом к лицу в реале, вне zoom. Встретились в Тбилиси, пошли в университет и хорошо провели время».

Жанна уже приняла первую дозу вакцины от коронавируса, отмечая, что она привилась не только для того, чтобы занятия проводились в аудиториях, но и для выполнения своего гражданского долга.

Сона Манукян учится на втором курсе бизнес-администрирования в Тбилисском государственном университете имени Иване Джавахишвили.

Первое полугодие подготовительного курса Сона провела в аудитории, второе – онлайн – из дома.

«В первом семестре было очень хорошо, мы учились в университете, самым важным было общение с нашими однокурсниками на грузинском языке, хотя мы его плохо знали, но нашим общим языком был грузинский. Со второго семестра уроки уже стали онлайн, и, конечно, результатов не дало».

Сона отмечает, что если бы занятия и в первом полугодии были дистанционными, было бы намного сложнее.

«Это правда, что мы в основном учим язык в первом полугодии, но каждый семестр имеет своё собственное значение: после занятий мы общались с однокурсниками, а теперь мы 40 минут проходим слушаем и говорим на грузинском, после урока – всё, мы больше нигде не используем грузинский язык, а это заставляет нас забыть даже то, что знаем. Я делаю уроки онлайн уже третий год, я знаю только одногруппников подготовительного курса, остальных – нет», – добавляет она.

Сона не вакцинирована, но говорит, что, если нужно сделать прививку, ради того, чтобы занятия начались в аудиториях, она обязательно сделает.

Специалист по образованию Симон Джанашия подтвержадет, что студентам подготовительного курса сложно заниматься онлайн.

«Конечно, возможно, что они тоже изучают язык при онлайн-обучении, но я не могу сказать, насколько они успевают. Знания не приобретаются только в рамках уроков, но необходимо общаться с грузинами, чтобы овладеть грузинским языком в рамках общения и в рамках неформального общения. Поскольку неформальное общение в рамках онлайн-образования уменьшилось, потому что негрузинские студенты физически не находятся в грузинской среде, чтобы иметь грузинских друзей и общаться с ними», – говорит специалист.

Чтобы узнать, оценивались ли знания, полученные этнически негрузинскими студентами, во время онлайн-обучения, или какое влияние дистанционное обучение оказало на студентов подготовительного курса программы «4+1», или же имеется ли в действительности другая программа, которая будет стимулировать студентов подготовительного курса, чтобы лучше овладеть государственным языком, мы подали заявку в Министерство образования, науки, культуры и спорта Грузии, а также в Государственное управление по примирению и гражданскому равноправию.

Ответ министерства в материале: Минобразования не выявило проблем в обучении студентов грузинскому языку онлайн

Самой эффективной программой в процессе интеграции национальных меньшинств является именно программа 1+4, по которой абитуриенты из этнических меньшинств сдают только один экзамен на родном языке, поступают на подготовительный курс. В течение одного года интенсивно обучаются грузинскому языку и потом, может не с полноценным, но с достаточным знанием языка садятся на первый курс бакалавриата. Однако пандемия разделив людей и посадив их перед компьютерами на занятиях, уменьшила эффект подготовительного курса.