Земледельцы Ниноцминдского муниципалитета, у которых урожай картофеля в 2016-ом году испортился из-за препарата для обработки семян, получили в качестве компенсации столько картофеля, сколько посеяли, довольны ли земледельцы компенсацией, что они потеряли и почему некоторые пока не взяли компенсацию.

От препарата для обработки семян “Селест топ” в прошлом году в Ниноцминдском муниципалитете пострадали 42 земледельца, они не получили никакого урожая. После долгой борьбы для получения компенсации, земледельцам обещали выплатить её к концу декабря прошлого года, однако компания ООО «Макриоли», которая поставила данный протравитель в Ниноцминду, выполнила свои обязательства только в середине января 2017 года.

42 земледельца из сел Малые Ханчалы, Большие Ханчалы, Гандза, Арагял, Сатха и из Ниноцминда, понесшие ущерб от фальшивого препарата для обработки семян, все, кроме пятерых, получили компенсацию. Земледельцам возместили только за испорченные семена и 1 кг семян посчитали за 75 тетри.

Анатолий Казарян из села Малые Ханчалы, у него испортился весь урожай картофеля с 2 га 45 сот земли. Он потерял 8 тн картофеля, из которых 1700 кг купил за 1 лари.

«Привезли картофель только в середине января, сорт «Джели», купили они из Ахалкалаки. Я согласно договору получил 12 тн. Картофель семенной, 3-ей репродукции. Они привезли в Большие Ханчалы, оттуда мы шоферу заплатили 50 лари, чтобы тот привёз в наше село. Они обещали в декабре. Мы хотели уже подать в суд, наверно узнали об этом и привезли. Я два мешка посмотрел, вроде неплохие семена картофеля», – говорит Анатолий Казарян.

По словам Саро Майтесяна, земледельцы не верили, что всё-таки добьются компенсации, поэтому не особо настаивали на своих условиях в договоре.

«На что договаривались, то и получили, если неправильно договорились, то это уже наша вина. Я не доволен тем, что посчитали 1 кг за 75 тетри, это совсем дорого. Эти семена стоят 30 тетри. Я эти семена не буду сажать, я боюсь снова ошибиться. Их продам, куплю другие. Привезли как семена сорта «Джели», но там другие сорта тоже есть. И я, как специалист сомневаюсь, что это семена 3-ей репродукции», -говорит Саро Майтесян.

Саро Майтесян говорит, что если бы они семена отвезли на проверку, то процесс затянулся бы не известно на сколько. Саро Майтесян получил в качестве компенсации 9 тн. картофеля, однако, если бы препарат “Селест Топ” не испортил урожай, то он мог бы получить, по его оценкам, 50 тн картофеля.

Гамлет Майтесян тоже недоволен компенсацией.

«Я потратил 7000 лари, получил в качестве компенсации 10 тн картофеля. Какой будет урожай от этих семян, пока никто не знает. Мы не смогли внести в договор требование семян первой репродукции. Я наверно только половину посажу», – говорит Гамлет Майтесян.

Гамлет Майтесян говорит, что многие недовольны качеством семян картофеля, что много гнилой и замерзшей картошки.

Из 42 понёсших ущерб земледельцев, пятеро отказались получить картофельные семена от ООО “Макриоли”. Из них четверо хотели на сумму компенсации получать удобрения, а один из них, Жора Каджоян из села Большие Ханчалы, хочет на эту сумму получить семена первой категории.

«Я отказался получить сейчас мой картофель, потому что мне негде его сейчас хранить. Я сказал, чтобы привезли через месяц, из-за отсутствия склада. Если будут плохие семена, я не возьму, я хочу за ту же сумму получить семена первой категории, пусть посчитают дорого», – говорит Жора Каджоян.

Пострадавшие земледельцы, в какой-то степени удовлетворены компенсацией, так как они не верили в то, что им вообще компенсируют потери. Если даже не принимать во внимание то, что для посева эти земледельцы расходовали не только семена, но и топливо, технику, человеческий труд, и в прошлом урожайном году могли бы получить хороший урожай. То сегодня невозможно сказать будут ли последствия фальшивого препарата “Селест Топ” и в дальнейшем отрицательно действовать на урожай этих земледельцев, или нет.

Шушан Ширинян