В Ниноцминдском муниципалитете по оценкам жителей около 40 га картофельных полей испортились из-за протравителя семян «Селест Топ». Продавцы данного препарата в Ниноцминда сами понесли ущерб от препарата, официальный дистрибьютор препарата утверждает, что это не их препарат, идёт процесс выяснения состава препарата.
Жители села Малые Ханчалы говорят, что в их селе испортилось 17 га картофельных полей. Препарат «Селест Топ» использовали также фермеры из сел Большие Ханчалы, Гандза, Пока, Арагял и Ниноцминды. В селе Малые Ханчали от препарата понесли ущерб около 10 крупных земледельцев, и все они обработали семена картофеля препаратом «Селест Топ».
“Селест Топ” – новый инсекто-фунгицидный протравитель картофеля для защиты от почвенных вредителей, колорадского жука и болезней клубней. Официальный производитель компания “Syngenta” в Голландии.
У Анатолия Назаряна из Больших Ханчалы от этого препарата испортилось 2 га 45 сот картофеля.
«Я купил препарат по ваучеру. Все испортилось, не выросло ничего. Приехали из Тбилиси, сфотографировали, взяли для анализа землю и картофель, но до сих пор нет результатов анализа. Первый раз приехали 20 дней назад, в последний раз приехали неделю назад», – говорит Анатолий Назарян.
Саро Майтесян в этом году в первый раз использовал препарат «Селест Топ». Во время посадки картофеля семена на 1,5 га обработал этим препаратом. Он ожидал, что производитель препарата поможет им выбраться из этой ситуации, однако после того, как компания сказала, что это не их препарат, он вообще потерял надежду на помощь.
«Я слышал, что хороший препарат. Он – самым дорогой, но я купил, думая, что если дорогой, то хороший. Заплатил 200 лари, чтобы испортить свою картошку. Остались без картошки. Мы живем на это, другого дохода у нас нет. Что делать нам осенью. За 5000 лари купил 5 тн семян, потом потратился на удобрения и лекарства», – жалуется Саро Майтесян.
Фермеры исключают передозировку лекарства, так как они, по их словам, обработали пол дозой. Норма расхода 100 мл на 2,5 л воды для 150 кг картофеля.
Пострадавшие возмущаются тем, что никто не берёт ответственность на себя, и, по их словам, если никто не разберётся в этом деле, то они намерены подать в суд.
Самвел Назарян говорит, что все покупали препарат «Селест Топ» из 5-литровой посуды, кто, сколько литров хотел.
«Мы написали заявления в фирму и в сельхоз министерство. От фирмы пришел ответ, что они производят и продают данный препарат только в 1- литровой банке. Что это не их продукт, а фальшивый. А от сельхоз министерства пока ответа нет, и мы повторно написали заявление», -говорит Самвел Назарян.
Мы позвонили официальному представителю компании «Syngеnta» в Закавказье Зурабу Лоладзе. Он говорит, что препарат, который использовали в Ниноцминда не произведен их компанией.
«Это лекарство попало в Ниноцминдский муниципалитет другим путем. Мы отправили в Швейцарию посуду, в которой продавался препарат в Ниноцминда, оттуда нам ответили, что это фальсификация, это не наш продукт. Дата производства и номер партии не совпадают, потому что не было защитного свойства. У нас в этом году в продаже только 1-литровая банка. Где и как сделали фальсификацию, должны заниматься следователи и прокуратура»,- говорит Зураб Лоладзе.
Купившие данный препарат земледельцы, говорят, что все купили его в одном и том же магазине. По словам учредителя ООО «Агроджавахети» Сосо Амирханяна, у которого купили “Селест Топ”, он сам употреблял этот препарат при обработке своего картофеля, и у него тоже результат плачевный, хотя он выразил надежду на то, что все еще исправится.
«Я посадил 6,5 га картофеля и обработал этим же препаратом. Я продавал 20 л препарата «Селест Топ». 5л употребил я сам, 4 л отправил назад, остальное продал. Только после заключения специалистов можно будет что-то точно сказать, а пока нет заключения экспертизы», – говорит Сосо Амирханян.
Сосо Амирханяну поставляет препарат «Селест Топ» ООО «Макриоли».
В ООО «Макриоли» нам ответили, что они в курсе обстоятельства и выясняют ситуацию.
«Мы завезли препарат из Российской Федерации, официально растаможено. Амирханян покупал от нас, но мы импортировали из России. Мы выясняем ситуацию», – в телефонном разговоре сказал представитель ООО «Макриоли» Гиорги Квирквели.
Национальное агентство продовольствия Грузии мониторит данный факт, какая реакция будет у агентства и какие действия, они определят после того, как эксперты дадут своё заключение о составе препарата.
Земли пострадавших земледельцев не застрахованы, да и если бы были застрахованы, страховка не покрывает ущерб от “неприродных” стихийных бедствий. Получат ли земледельцы компенсацию, ответит ли кто-то за это бедствие сельчан пока под большим вопросом. Мы будем следить за развитием событий.
Шушан Ширинян