Мечта о лучшей жизни приводит некоторых жителей Армении к нелегальной иммиграции в Америку. Но стремление к жизни на Западе обходится недешево, и многим приходится продавать все, что у них есть, и быть готовым на тюремное заключение, увечья или даже смерть.

Карен (имя изменено), 31 год, давно мечтал переехать в Америку.

Это началось, когда он был еще в седьмом классе, когда его близкий друг и одноклассник иммигрировал со своей семьей в США.

“Раньше мы все время общались по Интернету”, – рассказывает Карен OC Media. “Мой одноклассник был в депрессии, он оказался в совершенно новой обстановке. Потом он адаптировался, пошел в школу и часто рассказывал мне о школе и своей повседневной жизни… они жили хорошо”.

“Мне было 15, когда я пообещал себе, что тоже доберусь туда, несмотря ни на что”.

Только после того как ему исполнился 21 год, и он закончил обязательную военную службу, Карен построил план переезда в США, который предусматривал незаконный въезд через Мексику.

“Я начал искать посредника, который помог бы мне осуществить мою мечту”, – говорит он. “У меня не было возможности попасть туда легально”.

Посредники помогают незаконно ввозить людей в Соединенные Штаты, взимая за это от $20 000 до $25 000 с человека. С него взяли $20 000, которых у него не было в наличии.

“Это была огромная сумма, но я был готов на все, чтобы осуществить свою мечту”, – говорит он.

Будучи молодым человеком, который всю свою жизнь прожил с родителями, Карен мало что имел на свое имя, если не считать квартиры на окраине Еревана, которую он унаследовал от своей бабушки. Недолго думая, он выставил ее на продажу, как только представилась возможность покинуть Армению.

Имея деньги на руках, он заплатил своему посреднику, который отправил его в путешествие в мексиканский пограничный город, “название которого [он] уже забыл”.

“Я видел эту страну только в кино; казалось, что это место, полное приключений”, – говорит он. “Однако вместо прекрасного приключения это превратилось для меня в кошмар”.

Многие армяне предпочитают нелегально въезжать в Соединенные Штаты через Мексику — хотя для въезда требуются визы, их можно полностью избежать, получив шенгенскую визу. Однако, поскольку мексиканское правительство стремится пресечь нелегальную иммиграцию через Мексику, многие армяне, такие как Карен, попадают в мексиканские иммиграционные тюрьмы.

“Как и Мексику, я видел тюрьму только в кино и представлял себе тюремную камеру как зарешеченную комнату, где я должен был быть один, но вместе со мной в маленькой камере сидело более 20 человек”, – вспоминает Карен.

Он добавляет, что его сокамерники, большинство из которых имели ту же цель, что и он, были совершенно разных национальностей.

“Я пробыл там около 10 дней. Пища, которую я ел, была ничем не лучше животной. Меня рвало после каждого кусочка”, – говорит он. “Самое ужасное было, когда я отравился и попросил воды. Там не было воды. Они сказали мне пить из унитаза”.

“Ты понимаешь? Прямо из туалета… Мне было ужасно плохо, ужасно хотелось пить, и я помню, как я добрался до туалета и пытался добраться до воды, когда мужчина начал там мочиться. Трудно описать этот хаос словами”.

Карен считал минуты до своего перемещения на американскую сторону границы. Однако его мечта осталась неосуществленной, поскольку после освобождения он был депортирован обратно в Армению из Мексики.

“Я очень мягко рассказываю вам о том, что я видел за эти десять дней. Я застенчивый и не хочу много говорить”, – говорит Карен. “Эти 10 дней стали для меня причиной никогда больше не рассматривать возможность нелегальной поездки в какую-либо страну”.

Сегодня Карен живет в Гюмри, на севере Армении, работая, чтобы погасить долг, который он накопил в попытке эмигрировать, и накопить достаточно денег, чтобы купить дом в ипотеку.

“Я был 21-летним парнем. У меня была квартира в Ереване и возможность хорошо жить, остепениться, но я упустил свой шанс. Я вернулся ни с чем, и даже с большими долгами, потому что денег от продажи квартиры моей бабушки было недостаточно, чтобы покрыть все мои расходы”, – говорит Карен, добавляя, что если он когда-нибудь попытается поехать в США в будущем, то только в качестве туриста.

“Я добралась до своей семьи”

Лилит (имя изменено) было 39 лет, когда она эмигрировала в Соединенные Штаты два года назад, движимая желанием воссоединиться со своими детьми. Ее муж уехал в Америку с их тремя детьми четыре года назад и с тех пор готовит Лилит к ее путешествию.

“Я не видела своих детей четыре года, я сходила с ума от тоски, я была готова на все, лишь бы добраться до них”, – рассказывает Лилит OC Media.

Не имея возможности воссоединиться со своей семьей законным путем, она отказалась от карьеры косметолога и попыталась тайно переправиться в Америку через Мексику. Ей потребовалось два года и $25 000, чтобы подготовиться к поездке.

Ее муж нашел посредников для оформления документов Лилит и ее подготовки к иммиграции. Они проинструктировали ее подать заявление на шенгенскую визу и вылететь в Мексику из Франции. Она собиралась начать свое путешествие в Америку из мексиканского пограничного городка.

Как и Карен, Лилит должна была временно содержаться в мексиканской тюрьме, прежде чем въехать в Штаты.

“После пересечения границы [с Мексикой] я оказалась в иммиграционной тюрьме. Я пробыла там всего четыре дня, но мне показалось, что прошла целая жизнь”, – рассказала Лилит OC Media. “Каждое мгновение было ужасным. Если бы не страстное желание добраться до своих детей, я бы этого не вынесла”.

Посредник помог добиться ее освобождения и перевез ее в отель.

“Я думала, что, по крайней мере, отдохну там некоторое время, но испытания там возобновились. Ко мне подошел менеджер отеля, который сказал, что знает, что я нахожусь здесь незаконно, и потребовал денег за молчание; в противном случае он вызовет полицию, и меня отправят обратно”.

“Я заплатила $500 одному только менеджеру”, – сказала она, добавив, что позже узнала, что ее переведут в тот же вечер.

“Они пришли за мной ночью, чтобы отвезти на [американскую] границу. Там были и другие люди. Машина набирала скорость, мы доехали до какого-то места, и нам сказали бежать”, – вспоминала она. “Мы бежали, я не знаю куда, бежали в ужасе, я плакала, все плакали”.

“Я до сих пор не понимаю, почему я пошла по этому пути. Почему? Мы не так уж плохо жили в нашей стране”, – сетует Лилит, которая, добравшись до границы с США, снова оказалась в заключении.

“Когда мы добрались до границы с США, нас охватили непонятные эмоции. Я была рада, что приехала, но все равно меня мучил вопрос: “Почему?” Этот вопрос мучил меня и в американской тюрьме”.

Она оставалась там в нищете; в тюрьме не было туалетов, и она была вынуждена спать на полу в течение нескольких дней, пока ее муж не выступил спонсором ее освобождения.

Несмотря на воссоединение со своими детьми, Лилит говорит, что чувствует себя “неполноценной”, поскольку еще не нашла работу из-за отсутствия соответствующих документов.

“Я была опытным специалистом в Армении, ведущим косметологом. Не проходит и дня, чтобы я не винила своего мужа за то, что он заставил меня пойти этим путем”.

“Меня пугает мысль о том, что ждет моего ребенка в тюрьме’

Лилит была в числе 2,4 миллионов человек, которые пытались нелегально проникнуть в Соединенные Штаты через их южную границу в 2022 году.

Это число растет с каждым годом на фоне постоянных сообщений о неудачных попытках контрабанды, которые иногда приводят к летальному исходу.

Даже Ереван пытается пресечь отток нелегальных мигрантов в Штаты и Европу.

В прошлом году правоохранительные органы пресекли деятельность группы, которая способствовала иммиграции армян в Америку и Европу. Группа якобы взимала с людей, надеявшихся переехать на Запад, от 20 000 до 26 000 долларов за фальсифицированные документы о приеме на работу и представляла их иностранным посольствам и властям Армении.

И все же, несмотря на риски, связанные с нелегальной иммиграцией, многие по-прежнему предпочитают отправляться в подобные путешествия и подвергать риску как себя, так и свои семьи.

42-летняя Нара (имя изменено) ждет, когда сможет переехать в Америку, чтобы быть со своим мужем и двумя детьми.

“История моей семьи – классическая. Мой муж поехал туда, перевез моих детей, и теперь настала очередь моего двухлетнего малыша и меня”, – рассказывает она OC Media.

“Мы специально не отправляли моего малыша заранее. Мой муж решил оставить его со мной, чтобы они пожалели нас в дороге, и мы смогли легко пересечь границу и не задерживаться надолго”.

История Нары на этом пока заканчивается, поскольку ее мужу все еще нужна пара лет, чтобы накопить достаточно денег, чтобы нанять посредника для переезда жены и ребенка — план, в котором у Нары есть серьезные сомнения.

“Меня пугает мысль о том, что ждет моего ребенка в тюрьме. Что, если они причинят ему там вред, если они убьют нас во время незаконного пересечения границы, или если лодка затонет и мы утонем? Таких историй тысячи. Я беспокоюсь не за себя, мне жаль своего ребенка”.

“Я надеюсь, что мой муж передумает, и мы не пройдем через этот ад. Я молю Бога, чтобы он решил вернуться”.

Статья публикуется в рамках партнерства по обмену контентом с OC Media. Вы можете прочитать оригинал на английском языке здесь.