Документальный фильм “Город в городе” раскрывает смысл инфраструктуры, которая имеет политическую подоплёку. А конкретно проект железной дороги Баку-Тбилиси-Карс был рассмотрен в фильме не только в качестве средства передвижения людей и грузов, но и как инструмент для геополитического саботажа и социальной изоляции других стран.

В 2022 году в Ахалкалаки начали снимать документальный фильм про железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс. Этот проект должен был быть частью документального фильма про железные дороги регионального значения. Отрывок о БТК был не просто отрезком фильма, но и политически интересным проектом. По мнению авторов фильма, этот проект меняет политические условия и отношения между Грузией, Турцией, Арменией и Азербайджаном. Однако в результате фильм трансформировался в связи с войной между Россией и Украиной и получился больше, чем просто фильм про железные дороги Южного Кавказа.

“Главный вывод фильма заключается в том, что инфраструктура, и особенно железные дороги, это больше, чем просто средство перевозки товаров и людей. Как мы видим на примере железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, это политические механизмы, часто имеющие в основе территориальные конфликты, материализующие границы и используемые для геополитического саботажа и социальной изоляции”, – говорит автор фильма Текла Асланишвили.

Фильм начинается с кадров, сделанных на ЖД в Тбилиси, и слов автора о том, что в фильме показаны истории людей, имеющих отношение к ЖД. Истории раскрываются в простых жизненных диалогах под кадры едущих поездов в Тбилиси. После резко начинаются горные пейзажи, дороги, ведущие в сторону Джавахети, где находится основная грузинская часть проекта БТК. О важности данной железной дороги рассказывает один из героев фильма, исследователь, который занимался этим проектом. После чего другой герой – Эмиль – рассказывает про изоляцию Армении после первой Нагорно-Карабахской войны. Он рассказывает о закрытых границах Армении не только с Азербайджаном, но и с Турцией.

BTK

Другой герой – Мартин из Армении – рассказывает про времена, когда железнодорожники из Армении и Турции встречались и общались, работали, пока турецкое руководство не отправило письмо и не закрыло границы, которые остаются закрытыми 28 лет.

В фильме рассказывается как об изоляции Армении транспортным коридором, так и о политическом расхождении Армении и Грузии после развала СССР. Армения попала в одну связку с Ираном и Россией, а Грузия оказалась в другой – с Азербайджаном и Турцией, в чем свою роль сыграл бывший президент Грузии Эдуард Шеварднадзе. В разрезе выгодных отношений с Азербайджаном и было задумано, что железная дорога будет пролегать через армянонаселенный Джавахети.  Все от этого проекта ожидали хорошую инфраструктуру, перемещение людей и функциональность, связь между Азией и Европой, однако в итоге всего этого не оказалось. В фильме говорится о выгодах, которые должен был получить край, в виде развитой инфраструктуры и появления рабочих мест, и что в итоге ожидания не оправдались. В фильме отсутствуют азербайджанская и турецкая точки зрения касательно столь важного проекта, как говорили официальные лица этих стран.

“Я сняла фильм во время пандемии, а в то время границы Азербайджана были закрыты для граждан Грузии. Хотя я подала заявку на специальное разрешение на съемку конкретных мест и интервью с представителями Азербайджанских железных дорог, мне это не удалось. Турецкая железная дорога также не ответила на мои многочисленные просьбы о съемках и интервью. К сожалению, это означает, что в фильме не показаны перспективы развития инфраструктуры из Азербайджана и Турции, из первых рук, а также отсутствуют железнодорожники из этих стран. Даже грузинская сторона, включая власти и представителей линии БТК, не были последовательны в своем сотрудничестве. Тем не менее, мой сотрудник Эвелина Гамбино и я взяли интервью у международных исследователей, которые работали на этих сторонах линии БТК. Это позволило нам оставаться в курсе последних событий, некоторые из которых включены в фильм. В целом, из-за взаимозависимого и политически сложного характера железнодорожных сетей в регионе, особенно после второй Нагорно-карабахской войны, все стороны, включая Армению, проявляют осторожность в том, как они их обсуждают и что они разрешают документировать”, – говорит автор фильма.

BTK 2

В фильме рассказывается история железной дороги Армении, где и становится понятно, почему фильм назван “Город в городе”. В свое время железные дороги имели свою инфраструктуру, свою связь, строительную организацию, свои телефонные номера, прокуратуру, милицию, детские сады, были и школы в некоторых регионах, больницы и магазины и т.д.

“Во времена Советского Союза у железнодорожной сети были свои телефонные коды, полиция, общий технический язык, школы и т.д., что помогало железнодорожникам из разных советских республик и даже из Турции завязать крепкие дружеские отношения, которые длятся и по сей день. Таким образом, хотя железные дороги часто строятся на насилии, они исторически обеспечивают техническую и социальную основу для построения другого, инфраструктурного сознания. Это основа актов солидарности и доброты между людьми, которые живут и работают рядом с ними. В фильме рассказывается об этих историях о том, как эти люди выступают против насильственной политики государств и по-своему понимают инфраструктуру на протяжении всей истории до сегодняшнего дня”, – говорит Текла.

В фильме отражаются отношения между Грузией и Арменией во времена, тяжелые для Армении, во время Спитакского землетрясения, когда первую и ощутимую помощь Армения получила из Грузии.

Переходя к реальности и к проблемам с логистикой из-за войны между Украиной и Россией, фильм показывает километровые пробки у всех границ Грузии, через которые проезжает весь груз, который когда-то проезжал через границы Украины.

“Да. После российского вторжения в Украину в цепочках поставок начали происходить серьезные изменения, поскольку многие логистические компании не хотели использовать маршрут через Россию для перевозки своих товаров из Китая в Европу. Таким образом, это привело к смещению грузопотоков в сторону среднего коридора, что придало БТК-линии особое значение. Рядом с железнодорожными путями мы могли видеть очереди водителей грузовиков, ожидающих днями пересечения границы. Поэтому мы решили изменить наш график работы и следить за развитием событий. И я думаю, что это было правильное решение, тем более, что после этой войны мы вновь стали свидетелями акций солидарности между железнодорожниками, о которых я упоминала ранее, и для нас было важно интегрировать эти истории в наше повествование”,- говорит Текла Асланишвили.

В конце фильма железнодорожники из Армении и Грузии передали привет друг другу и поблагодарили за помощь в самые ужасные периоды истории каждой из стран, и все это под кадры великолепной джавахетской природы.

Снимается документальный фильм про БТК