После нового года в Ахалкалакском муниципалитете цена и спрос на ахалкалакский картофель упали, но уже неделя, как в селах наблюдается тенденция повышения цен и спроса от перекупщиков. С чем это связано, насколько эта тенденция устойчива и почему фермеры Ахалкалаки предпочитают большую часть урожая продавать весной?

Три недели назад Jnews писал, что цена на ахалкалакский картофель упала, а также снизился спрос. Но на этой неделе, по нашей информации, цена картофеля поднялась на 20-30 тетри, и, особенно в близких к городу селах, заметно увеличилось количество покупателей. Это обстоятельство фермер Вараздат Салварян из села Дилиска объясняет тем, что из-за погодных условий передвижение фур с картофелем затруднено и сюда не завозится много импортной картошки.

Отметим, что в этом году на рынках городов Грузии продавалось большое количество картофеля из России и Беларуси, что и способствовало, по словам фермеров, снижению спроса на ахалкалакский картофель.

“Дорога из-за снега закрыта, из России не могут привозить, и поэтому спрос на нашу картошку увеличился. Покупатели уже приезжают к нам. Многие не рискуют привозить из России, расходов много. Погода улучшится, возможно, и спрос (на ахалкалакский картофель – ред.) уменьшится”, – говорит Вараздат Салварян.

По его словам, цену регулирует рынок, местные фермеры не могут контролировать цену.

Фермер Енок Бабаджанян говорит, что в их селе он не замечал подорожания, хотя слышал о подорожании в других селах, но покупателей картофеля, по его словам, действительно стало больше.

“Возможно, причиной повышения спроса действительно является закрытая дорога с Россией, или там цена поднялась и торговцам выгодно уже отсюда покупать. Ведь зимой для транспортировки картошки нужны авторефрижераторы, чтобы картошка не замерзла в дороге, увеличивается цена на транспортировку”, – говорит Енок Бабаджанян.

А что касается того, что многие большую часть своего урожая оставляют, чтобы продать весной, это уже стало особенностью Джавахети.

“Оставляют на весну, потому что у нас сформировалась такая статистика, что весной цена поднимается, потому что импорт из европейских стран прекращается или уменьшается. Цена картошки зависит от разных государств. Из Грузии картофель экспортируют в Азербайджан, Казахстан. Цена зависит и от рынка этих стран”, – говорит Егок Бабаджанян.

Агроном Егиш Агаджанян говорит, что наши фермеры не думают, что цена на картофель формируется на основе импорта и экспорта, они хотят, чтобы цена сформировалась на основе их расходов на выращивание в Джавахети.

“Мы думаем, что если мы много потратили, расходы высокие, то должны дорого продавать. Мы не думаем, что при повышении цен с нашей стороны импорт увеличивается, никто это не может запретить. И если импортируется, значит это продукт хорошего качества и дешевый. И потребитель покупает то, что дешево”, – говорит Егиш Агаджанян.

По словам Егиша Агаджаняна, когда ахалкалакский фермер хранит свой картофель на весну, не продаёт, то импорт увеличивается, цена снижается. Спрос потребителей пополняется импортом.

Вараздат Салварян говорит, что на продажу весной свой картофель оставляют, в основном, мелкие земледельцы, у них мало картошки, и они рискуют, а крупные продают.

“Крупные фермеры всегда продают, в любое время и по любой цене, и дешево, и дорого. Если так не поступать, они не успеют продать свой урожай. Они стабильно продают по цене того дня, когда есть покупатель. Я продаю каждый день, какая бы цена не была в этот день. Мой клиент от меня без картофеля не уходит. Сейчас цена 1.30 лари – 1.40 лари. Покупатели, в основном, из Кутаиси, Тбилиси, из Батуми немного”, – говорит Вараздат Салварян.

Зарзанд Куджоян из села Сулда говорит, что оставляет картофель на весну, думая что после Нового года он подорожает.

“Я 10 т продал, 5 т оставил, жду или продам на 20 тетри больше, или меньше, как повезет. Вообще, оставляют, чтобы потом каждый месяц иметь доход, покрывать кредиты, или для того, чтобы весной покупать удобрение. Если сразу продать, весь доход сразу можно потратить”, – говорит Зарзанд Куджоян.

Продавать весной или осенью, каждый фермер решает сам, выиграет или останется в убытке, это определяет рынок, который зависит от многих факторов. А ахалкалакский фермер пока не может учитывать все факторы.