По результатам грузинского конкурса “Голос” на Евровидение 2023 страну представит армянка по этническому происхождению Иру Хечанова, она победила благодаря голосам зрителей. В социальных сетях сотни пользователей выразили национальную нетерпимость, задавшись вопросом: “В Грузии не осталось грузин, чтобы представить страну?”. По словам эксперта страна двигается от “государственной нации” к “национальному государству”, но до провинций это пока не доходит.

В комментариях под постами о победе Иру Хечановой и о том, что она представит Грузию на Евровидении интернет пользователи обсуждали не только вокальные данные, “проплаченный выигрыш” и характер молодой певицы, но и национальность, вспомнили и “баталён Баграмяна”, национальный состав Армении,  писали про толерантность, которая загубит Грузию и многое другое.

По мнению профессора международных отношений в Американском университете Грузии Гиоргия Гобронидзе, Грузия переживает исторический процесс, в результате которого формируется общество, которое не будет фокусироваться на национальности, а на гражданстве.

“То есть наше общество еще не выросло до того, чтобы оно понимало. На самом деле это вообще-то свои корни берет с СССР. Несмотря на то, что в СССР поощрялся интернационализм, но в то же время были какие-то националистические эксперименты, чтобы пробудить, вот эти национальные чувства и тд. Такие государства, как Грузия, Армения, Азербайджан, все постсоветские государства в свое время пропустили своеобразный исторический период, когда формируется нация. То есть мы еще не дошли до той степени, чтобы могли ответить, что из себя представляет грузинский народ или грузинская нация. Потому что уже есть признаки того, что мы идем не по пути  как “nation state” национальное государство,  а по пути “state nation” государственная нация. Скорее всего в будущем будет преодолен тот момент, когда есть такое разделение грузин, армянин и тд. То есть все носители грузинского паспорта будут просто гражданами Грузии. Да сейчас есть эти негативные комментарии, но в больших городах уже чувствуется, что все равно кто, какой национальности. Но к сожалению до провинции эти изменения позже добираются”.

Стоит также отметить, что наряду с нетерпимостью были и комментарии, где пользователи социальных сетей с грузинскими именами и фамилиями стыдили остальных, говоря, что все национальности Грузии имеют те же возможности, что и этнический грузин. К тому тот факт, что Иру Хечанова победила, набрав наибольшее количество голосов зрителей, также говорит о своём. Несмотря на то, что после её победы некоторые пытались продвинуть идею того, что она победила благодаря фальсификациям, хотя эта идея не получила обоснований.

“Я, например, не представляю Тбилиси без армян, потому что эти люди стали частью тбилисской культуры, тбилисского колорита, но, к сожалению, не все так думают. И это своеобразный исторический процесс, который мы сейчас проходим. Потому что у нас были 90-ые, вспышка национализма, у нас была очень популярна тема армянского сепаратизма, были фобии, которые возникли после абхазского и южно-осетинского сепаратизма, но сейчас в Тбилиси про это никто не говорит, по крайней мере эта тема не популярна уже.  На самом деле эти комментарии нельзя считать определяющим фактором процессов в стране. Я могу сказать, что 9 лет назад отношение к национальным меньшинствам было другое, сегодня совсем другое”, – говорит Гобронидзе.