Около 7600 армян были перемещены в результате сентябрьских столкновений на границе с Азербайджаном. Хотя большинство из них вернулись в свои дома, люди опасаются дальнейшей эскалации, поскольку напряженность продолжает нарастать на границе и в Нагорном Карабахе.

Почти четыре десятка населенных пунктов, расположенных в трех провинциях Армении, подверглись обстрелам со стороны Азербайджана в ходе столкновений 13-14 сентября. По официальным оценкам, вдоль границы были частично или полностью разрушены 192 жилых здания, три гостиницы, две школы и один медицинский центр.

Из-за обстрелов, соединяющие населенные пункты дороги стали практически непригодными для использования, а в лесах в Джермуке возникли пожары даже после того, как боевые действия утихли.

Из всех армянских поселений на границе больше всего пострадал Сотк в провинции Гегаркуник. Около 60 домов были разрушены, а 117 получили повреждения. Более половины домов в деревне стали практически непригодны для жилья; их крыши рухнули, стены снесены, а окна выбиты.

“Первый удар был в 00:05. После него мы поняли, что что-то не так, а затем начался непрерывный обстрел”, – говорит Севак Хачатрян, глава Сотка. Он вспоминает, как жители деревни толпами покидали свои дома в ночь на 13 сентября, помогая другим сориентироваться и сесть в свои машины. Большинство из 900 жителей деревни эвакуировались из Сотка к рассвету.

Люди эвакуируют скот в Сотке. Армине Аветисян/OC Media.

Спустя три месяца власти в значительной степени очистили Сотк от развалин, и в деревне полным ходом идет реконструкция. Местный детский сад снова принимает детей, а школа, пострадавшая от обстрела со стороны Азербайджана, снова работает.

“Враг хотел выселить людей, но, к их удивлению и к нашей радости, наши жители стоят, они останутся и будут жить здесь”, – сказал Хачатрян.

“Число тех, кто вернулся, составляет довольно большой процент населения, они занимаются сельским хозяйством, в данный момент они собирают урожай картофеля. Мы уже начали сеять пшеницу на большом участке земли в Сотке”.

Другие также вернулись в города и деревни в восточных провинциях, граничащих с Азербайджаном, зачастую при содействии Министерства труда и социальных дел, которое создало Платформу учета основных потребностей для оказания неотложной помощи перемещенным лицам.

С помощью платформы внутренне перемещенные лица могли указать, в чем они больше всего нуждаются из продуктов питания, одежды, медикаментов или других услуг. Заявки были переданы региональным администрациям и местным властям, которые затем обеспечивают перемещенных армян тем, в чем они нуждаются.

Министерство также запустило отдельную платформу для инвентаризации имеющихся ресурсов, предлагаемых отдельными лицами и организациями, и для оказания гуманитарной помощи тем, кто пострадал в результате боевых действий совместно с Красным Крестом

“Каждый день я боюсь, что война начнется снова”

Даже  когда снаряды градом посыпались на армянские поселения, некоторые предпочли остаться. 82-летняя Грета Мелкумян никогда не покидала свой дом в Сотке, несмотря на то, что он был разрушен.

Она была вынуждена спать в своей машине в течение нескольких недель после сентябрьских столкновений.

“Я скучала по своей мягкой постели”, – сказала она OC Media. “Я крепко спала, когда пришла моя невестка и разбудила меня”.

“Она сказала: “Проснись, мама, нам нужно уходить. Это война”, – вспоминает Грета, указывая на свой разрушенный дом.

Грета Мелкумян в течение дня заходит в свой дом и готовит для семьи. Фото: Армине Аветисян/OC Media.

Некоторое время Грета заходила домой только для того, чтобы готовить для своего сына Валерия и невестки. Им вместе предложили дом в Мартуни, в 50 километрах отсюда, но они не хотели покидать свой родной город и хозяйство.

Ферма Валерия производит мясо, молоко и сыр; даже опасения крупномасштабного нападения на Армению не смогли убедить его уехать. Фото: Армине Аветисян/OC Media.

“Я жду, когда мой дом тоже отремонтируют”, – сказала Грета OC Media. Она сказала, что французские юристы недавно посетили Сотк, чтобы задокументировать ущерб, нанесенный обстрелом.

Поскольку неопределенность омрачает будущее армяно–азербайджанских отношений, Грета, как и многие другие, пострадавшие от приливов и отливов конфликта, надеется на стабильность и длительное прекращение огня.

“Я больше не сплю в машине, но я все равно не могу уснуть. Каждый день я боюсь, что война начнется снова”, – говорит она. “Я многого не хочу: просто мира для нашей нации”.

“Я уже стара, мне осталось не так много жить, я мечтаю, чтобы никто не увидел того, что видели мы, и не испытал такой боли”.

Статья публикуется в рамках партнерства по обмену контентом с OC Media. Вы можете прочитать оригинал на английском языке здесь.