Некоторые выходцы из Джавахети, которые во избежание призыва приехали в Грузию и Армению “переждать” мобилизацию, вернулись обратно в Россию. Другие, в свою очередь, уверены, что мобилизация не закончилась, и не торопятся уезжать из “безопасных” стран.

28 октября министр обороны РФ Сергей Шойгу объявил о завершении частичной мобилизации, объявленной ранее, 21 сентября, указом Владимира Путина. Сам президент, отвечая на вопрос о мобилизации, сказал, что «точка поставлена», а о необходимости указа он «не задумывался». Тем не менее юристы и правозащитники по-прежнему отмечают, что для официального завершения объявленной президентом мобилизации нужен соответствующий указ, а заявления о ее окончании юридической силы не имеют.

Арутюн (имя изменено в целях безопасности респондента) из Ниноцминда ближайшие полгода не собирается уезжать в Россию — он уверен, что мобилизация продолжается.

“Мобилизация не закончилась, поэтому я никуда не тороплюсь. Указа президента об окончании не было. Были слова Путина и Шойгу об этом, но никаких указов, имеющих юридическую силу не было. Если бы она реально закончилась, подобных вещей после ее окончания не было бы”, — говорит он.

Дело в том, что наряду с заявлениями об окончании мобилизации Владимир Путин подписал закон, одобренный Советом Федерации 2 ноября, согласно которому на военную службу в рамках частичной мобилизации могут призывать граждан, у которых есть неснятая или непогашенная судимость за некоторые тяжкие преступления.

Тем не менее, в масштабах Ахалкалаки уже заметно, что приезжих из России стало гораздо меньше. Как объясняет один из эмигрантов, который собирается уехать обратно в Россию в ближайшие дни, многие возвращаются обратно, хотя и понимают, что официально мобилизация не закончилась.

“Конечно, мы понимаем, что это не официально. Никаких указов о завершении не было. Но, лично я, и так собирался вернуться, да и на улицах стало гораздо меньше приезжих, вы сами это можете заметить. Просто люди понимают, что процесс замедлился. Если раньше забирали людей в метро, приходили повестки — например, в нашем доме из 70 мужчин повестки получили 68 – то теперь все затихло, успокоилось. Поэтому мы и возвращаемся обратно”, — комментирует приезжий из России, проживающий на данный момент в Ахалкалаки.

21 сентября Президент России Владимир Путин подписал указ о начале частичной мобилизации в стране, в рамках которой планировалось призвать на военную службу до 300000 человек. После этого огромный поток граждан России, потенциально попадающих под мобилизацию, захлестнул приграничные с Россией страны. В основном, “прибежищем” для бежавших из России мужчин стали Армения, Грузия, Казахстан, Финляндия.

Джавахети также не стал исключением, и за несколько дней улицы Ахалкалаки наполнились десятками приезжих из России ахалкалакцев. На протяжении недели на грузино-российской границе “Верхний Ларс” наблюдался транспортный и гуманитарный коллапс — люди стояли в очередях по несколько суток, не имея воды, еды, элементарных удобств. Некоторые оставляли свои автомобили и пересекали границу на велосипедах, самокатах, пока, исходя из кризисной ситуации, им не было разрешено пересекать границу пешком. По различным данным, из России в Грузию въехало от 110 до 150 тыс. человек.