Особенности парламентских выборов в Джавахети


8-ое октября в Ахалкалаки: пассивная активность избирателей, безучастность к происходящему, неудавшиеся наблюдатели, подсказчики в кабинках, представители местных властей в качестве агитаторов и напряженная атмосфера.

В Грузии 8-ого октября прошли парламентские выборы. В утренние часы в Ахалкалаки наблюдалась высокая активность избирателей. В большинстве избирательных участков первые избиратели зафиксированы в 08:02, люди выстроились в очередь с утра пораньше, чтобы исполнить свой гражданский долг. Наибольшее скопление избирателей наблюдалось в утреннее время. В выборах мажоритарных депутатов в Ахалкалаки участвовало 26.153 избирателя, т.е. 50,45%. В то время как правом голоса обладают 51.843 человека. По предварительным данным, в Ахалкалаки и Ниноцминда наибольшее число голосов набрал кандидат в мажоритарные депутаты от партии «Грузинская мечта» Энзел Мкоян. Согласно данным Центральной избирательной комиссии Грузии, за Мкояна проголосовали 15.731 избирателей (63,42%).

В день выборов, представители некоторых партий на микроавтобусах привозили людей на избирательные участки. В каждом автобусе находились по 1-2 человека, которые ненавязчиво намекали за кого и как нужно голосовать. Мы сами стали свидетелями, как две женщины инструктировали пожилых людей, что на длинном листе они должны отметить последний номер, а на красном листе отметить Энзела Мкояна.

На избирательных участках почти все уполномоченные и депутаты свободно входили-выходили и в открытую пропагандировали. Многие уполномоченные не скрывали, что получили приказ «свыше» – привести всех на голосование.

«Приказ поступил свыше – привести всех на выборы, в обязательном порядке, иначе эти люди пойдут собирать картошку, вместо того, чтобы пойти на голосование. Выделили машины, чтобы людей из домов забирали и отвозили на избирательные участки».
gazel
Парламентские выборы в Джавахети прошли сравнительно спокойно, но на месте наблюдались некоторые особенности: Правоохранительные органы работали в строжайшем порядке, чтобы избежать эскалации. Если в утренние часы полицейские спокойно следили за ходом избирательного процесса недалеко от избирательных участков, то под вечер, после инцидента на одном из избирательных участков в Марнеули, они активизировались. Наибольшую активность полицейскими было проявлено в Ахалкалаки. Полицейские машины кружили по городу с громко включенными сиренами, что автоматически вызывает напряженность среди населения. Создавалось впечатление, что с минуты на минуту что-то должно произойти.
stariki

В сёлах не осталось ни одного старика, который не проголосовал бы. В деревне Хандо даже шутили: «вот увидите, в конце и бабушка Вардуш (которая скончалась в день выборов) придет на голосование». Пожилые люди приходили на голосование, а проголосовав уходили со словами «на радость!». В беседе с нами дед Оаан с села Гоман сказал: «Эх, девочка моя, видимо я предчувствовал, не зря сохранил фотографию Энзела с прошлых выборов».
xaxtum

Мы заметили также, что большинство населения Джавахети ничего не ожидает от человека, который намерен защищать их интересы в Парламенте Грузии. Фермеров, которых мы увидели в полях, не волнует кто получит наибольшее число голосов, их волнует только их работа. «Для меня не имеет значения кто пройдет. Мы фермеры, наши проблемы никого не волнуют. Мы полагаемся только на наши земли. Чего они всполошились, тут каждый год проходят выборы. Пусть по очереди избираются и тратят государственные деньги, нам то что с этого. Ходят по деревням покупают голоса. Видать им большая выгода, раз так стремятся быть избранными», – сказал Самвел, который за время беседы с нами успел сжечь сухую траву, собранную в поле.
qartol
На этих выборах можно считать неудавшейся миссию некоторых наблюдательских организаций. На первый взгляд все было безупречным. Все партии, участвующие на выборах, имели своих представителей, членов, наблюдателей на избирательных участках, однако на самом деле все это носило чисто формальный характер. На многих избирательных участках наблюдателей было больше, чем самих членов комиссий, был даже участок, на котором с одной партии было по 3 наблюдателя (уточняем, люди, назначенные «Республиканской партией» и «Грузинская мечта»). В двух деревнях наблюдатели даже уснули на рабочем месте. На наш вопрос какую организацию или партию они представляют, большинство отвечало: «Я не знаю грузинского языка. Сами прочтите, посмотрите, что там написано. Нам сказали сидеть, каждому что-то выписали дали, но мы все представляем интересы одного конкретного лица». Формально сидящие на участках наблюдатели от разных партий, на самом деле работали в пользу одной партии.
hashvark
На этих выборах явной массовой насыщенности не было, однако выбирать вдвоём в кабине на всех избирательных участках казалось обыденным явлением и как-будто в рамках закона. Члены избирательных комиссий так и не усвоили самых главных законов при проведении выборов. Большинство из них в страхе тут же звонило в окружную комиссию при самом простом вопросе. Наблюдатели, представляющие партию «Грузинская мечта», пользовались преимуществами у председателей комиссии. Вплоть до такой степени, что принимали избирательные бюллетени наравне с членами окружной избирательной комиссии Ахалкалаки, заполняли какие-то бланки, а международные наблюдатели были заняты «селфи».

Председатель окружной избирательной комиссии Ахалкалаки после получения результатов с нескольких избирательных участков, вышел из комнаты. Вслед за этим последовал фейерверк. В то время, как небо было озарено прекрасным фейерверком, правящая партия уже праздновала победу, а председатели участковых избирательных комиссий Ахалкалаки, стоящие напротив здания окружной комиссии дрожали от холода. Дрожали они не столько от холода, сколько от страха, надеясь, что пронесло и все сделали как нужно. Речь председателей, когда они сдавали избирательную документацию, начинались со слов «на моем участке все было нормально, никаких жалоб не имею, никаких инцидентов не зафиксировано».

Агуник Айвазян