Проблем в селе Бузавет много – начиная от газа и воды и заканчивая стаями голодных бродячих собак, которые нападают на жителей. Нерешенные проблемы и плохие условия жизни стали причиной большой эмиграции из села, которая продолжается и по сей день.
Жители Бузавета считают, что их село невидимо для местных властей – это подтверждает отсутствие каких-либо указателей, ведущих в села Бузавет и Абул на перекрестке трех сел. Благо, есть асфальт до середины села Картикам. Как говорят бузаветцы, их село невидимо даже для продавцов, которые разъезжают по всем селам, предлагая свой товар. На такси сюда можно добраться за 20 лари, однако не все таксисты готовы портить свои машины на этих каменистых дорогах. Если дорогу до села уровняли грейдерами за день до нашего прибытия, то внутри села дороги в ужасном состоянии.
Перекресток Картикам-Бузавет-Аблул-Тахча без каких-либо указателей
Дорога, ведущая в село, живописная – с одной стороны холмы и леса, с другой – пожелтевшие луга. Лесов здесь много, много и упавших деревьев, многие из них просто лежат и гниют под дождем и солнцем, однако, как рассказали сельчане, подбирать эти деревья и уносить домой нельзя, за это предусмотрен штраф, хотя жители вынуждены платить еще больше денег за дрова на зиму.
«Мы написали заявление, чтобы охрана природы позволила нам забрать деревья, которые упали в лесу. Уже 15 лет сельчане не могут забирать эти деревья, они прогневают, но людям нельзя пользоваться ими. Хотя у нас в селе нет и природного газа. Государство в скором времени обещало провести газ селам Тахча и Абул. Без газа останется только Бузавет. Я уже купил 2 ряда дров, заплатив 600 лари, не считая того, что у нас есть кизяк. Когда обращаемся, чтобы провели газ, нам говорят, что село маленькое, и бюджета не хватит, чтобы провести газ до села. Вроде 30-35 000 лари попросили, чтобы село собрало, для проведения. То есть, каждый дом должен собрать по 1000 лари. Это сложно сделать, у нас много одиноких стариков, да и 1000 лари – не малая сумма», – рассказывает житель Бузавета Эдгар Тосунян.
Все жители села, как один, отмечают, что проблемы села – это вода, отсутствие природного газа и проблема пастбищ.
«В лесу деревья, а мы не рискуем поднять их и принести домой. Штрафуют на 2000 лари. У кого столько денег, чтобы пробовать? Если дадите 2000, я попробую. Мы пошли в мэрию, но нас не впустили. 2 человека поднялись, написали заявление. До сих пор ответа нет. В этом году и заработков нет, в хопан не поехали, не знаем, как будем выживать», – говорит Бичахчян Артюш.
Картофель в этих местах сажают мало, местность горная, пахотной земли мало. Да и скот уже содержат меньше, чем раньше, потому что кроме пастбищ есть проблема и с водопоем – горные озера покрываются илом. По словам жителей, во всем селе 90 голов скота, хотя раньше было 170.
В селе 35 домов, хотя как утверждают старожилы, когда-то их было 180. Жители Бузавета в основном эмигрировали на берег Черного моря, в город Анапу в России. Во многих домах живут одни старики.
«Самая главная проблема села – это отсутствие природного газа и воды. Буквально вчера дорогу уровняли. Впереди выборы. Газопровода, который должны были провести до 2020 года, нет. Энзел Мкоян обещал, мы дали голоса на выборах. Нам никакой помощи нет. Воду они провели, взяли деньги, выиграв тендер, но все время лопаются трубы, так как они некачественные. Как давление появляется – или первая линия лопается, или вторая. Нам просто надоело выкапывать и чинить, лучше заново сделать», – говорит житель села Альберт Манукян.
Вода в этом месте обрывается очень часто
Как говорят жители, вода в бассейне – тоже проблема. Местные жители сами очищают его от попавших туда насекомых, крыс и лягушек, хлорирование, по их словам, уже давно не делается. Как говорят бузаветцы: “В масках ходим, защищаемся от коронавируса, а в желудках холера”.
В этих местах тоже есть проблемы с перегонщиками скота из других мест Грузии.
«Когда они перегоняют стада на пастбища, мы им культурно объясняем, что нельзя, мы должны скосить сено. Они звонят кому-то, не знаю, каким именно органам. Оттуда нас пугают, чтобы не трогали их, “а то вас посадим или оштрафуем”. В этом году сельчане не смогли поехать на заработки, можно было скосить это сено и продать один тюк за 8 лари. Если продать 100 тюков, то могли бы хоть какую-то проблему решить. На сегодняшний день стада перегонщиков пасутся на наших пастбищах, и мы не можем никому жаловаться на это», – говорит житель Бузавета.
Пастбища в этой части используют перегонщики скота из других мест Грузии
В селе есть 8-летняя школа. Старшеклассники ездят в школу в соседнее село Картикам. Садика в селе тоже нет – 6 детей детсадовского возраста родители на свои средства отвозят в соседнее село Куликам. В селе уверены – раз для 35 семей не хотят потратиться и провести газ, то для 6 детей детский садик и подавно не построят. На деньги по программе “Помощь селу” в прошлом году отремонтировали только стены клуба, а благодетель из села профинансировал покрытие крыши. В этом году деньги, выделенные по ППС, пойдут на освещение села.
По словам местных, этим проблемы не ограничиваются. 3-4 года назад в окрестностях села появились стаи бродячих собак, в местное самоуправление с заявлением обратился уполномоченный села, однако и эта проблема так и не решилась. Зимой голодные стаи диких собак нападают на сельчан, не говоря о том, что в село заходят и волки, и лисы.
Жители уже потеряли надежду. Не надеются они и на предвыборные обещания, которые каждый раз делает то одна, то другая власть.
«За 4 года для Бузавета не было сделано ничего. Молодежь бежит из села, нет никаких возможностей. Люди выживают. Всегда обещали, все будет. И ничего не сделано. Все так же. Наше население никому не верит. У нас 120 га леса, и на данный момент я отдаю 1200-1500 лари, чтобы купить дрова на зиму. У нас была встреча и с Унаняном (мэр Ахалкалаки – ред.), он говорил: “придем, это сделаем, то сделаем”. Но ничего не сделано», – говорит Карлен Марукян.
Уполномоченный села Артур Думанян говорит, что проблем у села много, но местная власть старается их решить.
«Мы были у мэра по вопросу дров, мэр сказал написать заявление, мы написали и внесли, отправили в Тбилиси, посмотрим, когда будет ответ. Это было месяц назад. Мэр сказал, что они помогут, чем смогут, что они рядом с населением. Что касается бассейна, мы по этому вопросу пока не обращались, мы иногда чистим его самостоятельно. Что касается освещения, я смотрел смету, там были проценты. Сначала было 17, но поменяли на 12. Уже устанавливаем», – говорит Артур Думанян.