Столица Грузии близка сердцу каждого армянина, так как здесь все еще хранятся следы армян – патриотов Грузии. Журналист Екатерина Минасян фотографирует и собирает информацию о старом городе. С одной нити начался путь целого сборника – “Прогулки по Тифлису”.
Длинные узкие улочки районов Сололак, Авлабар, проспекта Руставели и многих других мест Тбилиси все еще хранят память о жителях прошлого. Когда смотришь на дома с уникальным красивым орнаментом и архитектурным изыском, изучаешь подъезды или обыкновенные перила, перед глазами возникают картины из произведения и одноименного фильма известного армянского писателя Габриэла Сундукяна “Хатабала”. Тбилиси все еще хранит шарм 19-го и начала 20-го веков.
Как ниточка ведет к истории
“Ты приходишь к работодателю с конкретной идеей, и тут надо было что-то оригинальное. Главное – не повторяться, и если идея кем-то используется, то подавать ее с какого-то нового и интересного для читателя ракурса. Я пришла к редактору с идеей и предложила сделать материалы по теме “прогулки по Тифлису”. Первый материал был про серные бани, и так вышло 3-4 материала, встал вопрос, что дальше. Рубрика хорошо идет, ее расхватывают как горячие пирожки. Тбилиси город маленький, на ладони помещается, и когда-нибудь темы иссякнут. Мы решили подождать и посмотреть, что получится. В ходе процесса я начала ходить, снимать, сначала сама, потом с фотографом. И тогда я поняла, что эта тема неисчерпаема. Аппетит пришел, я втянулась, стала искать и находить какие-то истории. Это было как для археолога найти нечто очень ценное в ходе раскопок. Делаешь некие открытия для себя, не только с точки зрения истории. История Тбилиси очень интересная. Мне еще были интересны какие-то вкрапления современные – истории людей, которые сегодня живут в этих домах. Например, ты знала, что гостиница “Лондон” принадлежала братьям Зубалашвили (промышленники-меценаты братья Александр и Константин Зубалашвили – ред.). Доводится иногда стучаться в двери, где живут прямые наследники людей, которые владели этими домами. На улице Каргаратели случайно набрела на правнучку человека, который построил дом, Минасянца”.
Карма известного дома Мелик-Азарянца
“По сути, находкам способствуют социальные медиа, где-то на что-то нарываешься, от кого-то что-то слышишь, дальше идут твои поиски. То есть, тебе дают конец ниточки, ты хватаешься за него и начинаешь распутывать большой, интересный клубок. Так, допустим, было с домом Мелик-Азарянца на Руставели. Этот дом был связан с моей личной историей.
Мы вошли в этот дом, был 90-ый год, как раз в момент трагедии (В результате аварии произошло падение двух кабин, перевозивших людей по канатной дороге между проспектом Руставели и горой Мтацминда. 20 человек погибли и по меньшей мере 15 человек получили тяжёлые ранения. Большинство из пассажиров были детьми — участниками обзорной экскурсии по Тбилиси из школы № 5 г. Ахалцихе, отмечавшими День защиты детей – ред.). Мы вышли в тот самый день 1-го июня из метро, подошли к канатке, там была огромная очередь, и поэтому мы решили пойти в развлекательный комплекс у дома Мелик-Азарянца, попить кофе. Спустились вниз, N-ое количество времени провели там, выходим оттуда – несутся пожарные машины, скорая помощь…за то время и случилась эта трагедия, погибли дети.
Дом имеет карму, и ты это чувствуешь. Ты спрятался какое-то время, пересидел – космос, вселенная, всевышний отвели тебя от этой опасности. Мы могли там оказаться, но не оказались, и вот этот дом вошел в подкорку моего сознания, ждал своего часа, и впоследствии я описала свои впечатления”.
Доходный дом Манташева (Манташяна)
Архитектурное наследие армян
“Весь старый Тбилиси – это фактически история вклада армянского населения в развитие города. Это ни для кого не секрет. И историки, и гиды знают об этом. Для того времени – вполне естественный процесс, потому что по переписи населения армянское население тогда составляло большую часть. Это были состоятельные люди, как правило – купечество. Понятно, что они застраивали именно старую часть города. Допустим, новый Тифлис фактически был застроен немцами, которые облюбовали эту часть города, а Сололаки преимущественно застраивался армянами.
Тривиальный пример: идешь по Сололаки, по туристическому маршруту, поднимаешься на бывшую ул. Кирова или еще раньше Сололакскую, сворачиваешь на лево, на Мачабели, и тут почти каждый дом принадлежит какому-то состоятельному купцу. И в то же время это были меценаты, которые в добавок ко всему вкладывали деньги в развитие культуры, образования. Например, Алихановы – просвечивается их вклад в развитие музыкального образования – консерватория. Масштаб огромный. Или взять мэра Матинянца (Матиновы) – человек практически все состояние оставил городу. Больше всего в этих людях удивляет их истинный патриотизм. Эти люди по-настоящему большие хозяйственники, патриоты, которые желали построить на века, или же помочь проявить истинный талант тому же Шаляпину, как в случае с Алихановым”.
Самые популярные здания
“Это доходные дома Арамянца, Мелик-Азарянца, Бозарджанца… Насчет дома Бозарджанц были некие сомнения, что, возможно, он построил этот дом для сыновей. Однако гиды считают, что это был доходный дом. Дом большой, просто сказочно красивый внутри. Он сейчас, к сожалению, в страшном состоянии. Я думаю, что самый известный и распиаренный дом – это дом Арамянца и, конечно, гостиница “Мажестик”. Этот огромный, угловой дом, можно сказать, главная достопримечательность проспекта Руставели, который принадлежал до революции Мелик-Азарянцу”.
Интересный результат
“Доходный дом Мелик-Азарянца находится в самом центре города, на главном проспекте. Он настолько великолепен, что пройти мимо, не засмотревшись, не восхитившись, просто нельзя. После выхода статьи об этом доме пришло письмо, в котором некая Наталья Калантарова писала о том, что она правнучка Александра Мелик-Азарянца. Я с ней связалась, хотелось удостовериться, так ли это на самом деле. Мало ли сколько людей могут заявлять, что они потомки таких именитых тифлиских горожан. Мы списались, она прислала мне документы, из которых следовало, что у него была не одна дочь, которая умерла, а две. И младшую, чью линию продолжает Наталья, звали Софья. Вместе с этим я узнала и много других подробностей. Например, то, что Азарянц, выдав замуж свою дочь, в качестве свадебного подарка передал молодым дом. Тот самый, что находится на пересечении улиц Мачабели и Лермонтова. Примечательно в нем то, что на решетках даже сохранились инициалы первого владельца. Одним словом, мы фактически провели некое историческое исследование. Вот это одна из очень важных сторон проекта «Прогулки по Тифлису»”.
Дом Евгения Шхеянц
И еще об архитектурном наследии
“Ты гуляешь по городу, заглядываешь за каждый угол и обнаруживаешь очень интересные факты, истории. И потом, это же не просто какие-то исторические экскурсы, тут пересекаются человеческие судьбы. Если говорить еще о паре самых известных домов, то это доходный дом на Руставели, когда, выйдя из метро Руставели, ты начинаешь следовать выше, к филармонии. Он находится прямо над аркой. Он чем-то смахивает на домик из сказки. Я совершенно не понимаю, как можно пройти мимо него, не залюбовавшись. Дом построен на средства известного купца первой гильдии Арамянца. Мне кажется, этот состоятельный, интересный человек взял за цель при жизни оставить после себя как можно больше следов. Судите сами, Доходный дом на Руставели, гостиница “Мажестик” – нынешний отель “Марриот”, здание театрального института. Кстати, рядом со зданием института находится известное строение, построенное на средства уже другого тифлисского мецената Исая Питоева – театр им. Ш. Руставели. Питоевы были известными театралами, и поначалу все постановки созданного ими Артистического общества проходили в его собственном доме на улице Кикодзе.
Можно добавить к их же числу Доходный дом Манташева на улице Галактиона, чуть выше собственный дом купцов Сейлановых, занимавшихся производством табачных изделий, на этой же улице дом купца Тамамшева. Одним словом, их очень много. И это неудивительно, потому что эта часть города заселялась преимущественно состоятельным купечеством”.
Еще больше подробностей
“«Прогулки по Тифлису» – это вытекающие одна из другой истории. Стоит тебе написать об одном доме – семье, как выясняется, что на той же улице живут их родственники, как в случае с Мелик-Азарянцем. Дочь Софья вышла замуж за Ованеса Калантарова, который жил в доме на улице Сергиевской (ныне Мачабели), но чуть выше. Этот дом считается одним из самых известных в туристическом маршруте города. А на Асатиани (в прошлом Бебутовская) прямо напротив стоит другой дом, в котором жили тоже Калантаровы. Они приютили у себя и воспитали маленького Нико Пиросмани (известный грузинский художник – ред.). Он ушел из этого дома, достигнув определенного возраста. И еще интересная деталь, Нико был влюблен в дочь Калантарова – Вирджинию. А она, в свою очередь, вышла замуж за Мамулова и родила в будущем известного голливудского режиссера Рубена Мамулова. То есть, это нескончаемая цепь историй, вытекающих одна из другой. И в этом весь Тифлис. Только потяни за веревку, и там такой клубок историй…”
Почему люди мало знают о вкладе армян в развитие города?
“Если начинаешь тянуть за все эти ниточки, то задумываешься о том, почему тбилисцы мало знают об армянском наследии. В этом вопросе натыкаешься на некоторые политические и социальные аспекты. Сегодня 70% населения города составляют выходцы из сел, и это связано с миграционными социально-политическими процессами, которые имели место в разные годы – был приток провинции в города. Второй аспект – развал Советского Союза, после которого очень большое количество выехало за пределы Грузии, также и армянское население, раньше были совершенно другие статистические данные. Начало 90-их – это еще и конфликты, население меняло структуру, состав. И те Тбилисцы, которые больше знали об истории города – их стало меньше. Это вполне естественный процесс.
Есть во всей этой истории один очень положительный момент. В самом начале, когда я начинала писать про историю города, мне приходилось очень много объяснять людям, я иногда встречала непонимание и даже агрессию. Но, прошло несколько лет, и теперь я вижу такое огромное количество групп в сети Facebook, передач на ТВ, исследователей городской истории. Мне радостно и приятно от того, что интерес к истории города становится масштабнее, превращается в модное течение. Возможно, в этом пробудившемся интересе есть некая закономерность. Это в какой-то мере и общемировая тенденция – мы развиваемся, меняется наше гражданское сознание”.
Тбилиси- территория любви
“Мне кажется, если человек на своем месте, то он обязательно расскажет интересную историю, без утайки, кто же стоит за конкретным зданием, чья это история и переживания. Местные гиды, я знаю таких, делают это с такими “мугамами” (напевами), тут нужно просто употребить это слово, что ты понимаешь – у этого человека течет по жилам любовь к городу. Можно обучить истории города, привлечению туристов, рекламе, продвижению твоего туристического продукта, но нельзя научить любить. А Тбилиси – это территория любви.
Есть еще один очень важный аспект, который всегда мотивирует, вдохновляет и придает твоей работе смысл – это обратная связь с читателем. Мне кажется, это главная особенность социальных сетей. Они, конечно, вырабатывают у тебя зависимость, но они и помогают понять, что ты движешься в правильном направлении, и то, чем ты занимаешься, кому-то еще кроме тебя интересно. Именно отсюда и родилась идея собрать все истории из цикла «Прогулки по Тифлису» в книгу”.