«Многие люди останутся без работы» – эксперт о приостановке USAID в Грузии


«Это может быть хорошо для правительства только в том случае, если оно будет основано на авторитаризме, поскольку это будет единственный источник финансовых ресурсов, создания знаний и управления процессами», — так оценивает приостановленные проекты USAID эксперт по образованию Шалва Табатадзе.

Как известно, указом президента США Дональда Трампа с 20 января на 90 дней приостановлена ​​иностранная помощь развитию. Причиной такого решения является то, что индустрия и бюрократия США, оказывающие иностранную помощь, не соответствуют американским интересам.

Хотя решение о возобновлении финансирования принимается через 90 дней, неизвестно, какие именно проекты и будут ли они продолжены в прежнем виде. На этом фоне премьер-министр Ираклий Кобахидзе выражает надежду, что данная помощь Грузии не продлится после 90 дней. Однако USAID финансировало почти все направления в Грузии, включая образование, сельское хозяйство, транспорт, логистику, энергетику, кибербезопасность и т. д.

В этой связи образовательные проекты, финансируемые USAID в Грузии, имеют решающее значение. Речь идет о таких программах, как «Образование для будущего», целью которых является укрепление программ подготовки учителей в Грузии и расширение возможностей для руководителей школ. Он также поддержал политику школьной автономии. В этой связи USAID сотрудничал с Министерством образования и науки Грузии, его подведомственными учреждениями, государственными и частными школами, университетами и институтами гражданского общества.

Что касается программы основного образования, то она способствовала разработке современных методов обучения. Целью является содействие устойчивым, инклюзивным и ориентированным на студентов образовательным реформам и реализация соответствующих проектов.

«Многие люди останутся без работы»

Шалва Табатадзе говорит, что при содействии USAID были сделаны значительные шаги как в высшем, так и в начальном образовании. Среди них говорится об адаптации людей с ограниченными возможностями и создании системы образования, адаптированной под них.

Кроме того, эксперт по образованию отмечает, что среди проектов, поддерживаемых США, особого внимания заслуживают программы гражданского образования. Что само по себе способствовало формированию сильного и развитого гражданского общества. По его словам, наибольший удар будет нанесен именно в этом направлении, поскольку форма правления [имеется в виду Грузия], которая движется к автократической системе, не нуждается в развитом гражданском обществе, ориентированном на личность.

«Конечно, все эти программы важны и будут важны». Хотя в Грузии накоплен значительный объем знаний в этом отношении, все еще необходимы новые эксперименты и знания. Помимо привнесения финансовых ресурсов, инноваций и знаний, существовало ощущение (не только у нас, но и в международном сообществе), что такое могущественное государство, как США, является партнером Грузии. Это очень важный компонент в реализации данных программ. Кроме того, прекращение этих проектов обернется серьезными финансовыми проблемами, в результате чего многие люди останутся без работы. Кроме того, в Грузии больше не будет возможностей для получения знаний, инноваций и создания знаний, которые существовали на протяжении многих лет.

Прекращение проектов было бы плохим не только с нашей точки зрения, но и с международной, поскольку Грузия осталась бы без поддержки США, а это было бы заявлением о том, что США больше не рассматривают Грузию как партнера. Что было бы очень большой проблемой. Это может быть хорошо для правительства только в том случае, если оно основано на авторитаризме, поскольку оно будет единственным источником финансовых ресурсов, создания знаний и управления процессами. Если больше не будет внешних партнеров, которые были бы готовы видеть развитие здесь демократических процессов, это может быть хорошо для автократической системы. Но это, безусловно, не может быть хорошо для грузинского общества, государства и его развития», — говорит Шалва Табатадзе.

Однако, учитывая, что администрация Трампа планирует продолжить некоторые проекты (пусть и в другой форме) спустя 90 дней, Шалва Табатадзе надеется, что образовательные программы будут включены в этот список.