В Конституционный суд Грузии, где рассматривают иски против закона об иноагентах, в качестве свидетеля вызвали лингвиста. Истцы попросили профессора Марину Беридзе объяснить, подразумевают ли термины «иностранная сила» и «иностранное влияние» негативный контекст и можно ли считать их стигматизирующими. Об этом пишет newsgeorgia.ge
«Можно уверенно говорить, что сегодня свидетелем выходит грузинский язык. Под этим подразумевается то, что язык – это модель мира и в языке, как в зеркале отражаются национальные взгляды и то, как концептуализирован тот или иной термин», — сказала Беридзе журналистом перед началом заседания в субботу.
В грузинском языке «иностранный» звучит, как «уцхоури» («უცხოური»). Одновременно слово «уцхо» («უცხო») используется в значении «невиданный», «необычный», «незнакомый» или «чуждый».
С учетом всего этого представители парламента Грузии, который проходит по делу ответчиком, пытались доказать, что использованные в законе термины нейтральные.
«Уцхо», — начала свое выступление на заседании в четверг юрист аппарата парламента Грузии Кристина Куправа. «Какое впечатление создает это слово – положительное или отрицательное?», — поинтересовалась она у судей. Юрист привела пример: «Мы часто слышим «Какие необычные украшения» (რა უცხო სამკაულია) или «Какая необычная прическа» (რა უცხო ვარცხნილობა)». «Это априори не означает, что мы обратились к позитиву или к негативу, само по себе это не указывает на это», — продолжила она.
Участники заседания не сразу поняли, что именно пытается объяснить им юрист. А грузинский сегмент фейсбука выступление очень позабавило. Фраза про необычные украшения стала мемом.
Беридзе призвала не судить строго Куправа. «Ничего страшного, она не профессионал и не обязана объяснять параметрами и понятиями языкознания», — сказала лингвист журналистам.
Уже на слушании Беридзе объяснила, как языковеды трактуют слово «уцхоури».
«Ключевые понятия и термины, используемые в законе, имеют исключительно негативный оттенок. Употребление этих слов с положительным или нейтральным оттенком возможно только с дополнительным модификатором, в специально созданном для этого контексте», — сказала она.
Иски против закона об иноагентах в КС подали президент Саломе Зурабишвили, оппозиционные депутаты, более сотни НПО, а также СМИ. Конституционный суд объединил их в одно делопроизводство.
По мнению истцов, принятый парламентом закон вызывает стигматизацию гражданских организаций и СМИ, препятствует их работе и в конечном счете может привести к их ликвидации. Они также указывают, что закон нарушает 78-ю статью Конституции. Согласно ей, органы власти должны принять все меры для интеграции Грузии в ЕС и НАТО.
Предварительные слушания начались 29 августа. Сегодня последнее заседание. После КС вынесет решение по ходатайству о приостановке действия закона до принятия окончательного решения.