2-го сентября заканчивается срок добровольной регистрации организаций, более 20% финансирования которых за 2023 год поступило из-за рубежа, в «реестре иноагентов». Как ранее сообщал Jnews, из 12 активных НПО Ахалкалаки 4 приняли решение зарегистрироваться в реестре. Jnews поговорил с некоторыми представителями этих организаций о том, насколько легко дается и сколько времени занимает регистрация в реестре. Комментарии по просьбе респондентов приводятся внонимно.

Директор одной НПО Ахалкалаки рассказала в интервью Jnews, что регистрация в реестре – довольно трудный процесс, занимает много времени и связана с определенными расходами.

«Заполнение декларации – это долгий процесс, все подробно, детально надо написать. Мы и так сдаем эту декларацию, только сейчас все-все надо описать, за 2023 год, кто сколько раз зарплату получал, налоги, пенсионный фонд и т.д, в здании – инвентаризация, что покупали, когда покупали, несмотря на то, что на RS.ge есть это все», – рассказывает она.

По ее словам, для заполнения всех документов их организации понадобилось нанять финансиста и юриста. Процесс занял около 3 недель.

«Мы начали работать сразу же, как появилась форма декларации на сайте, И до сих пор работаем. Там есть нюансы, которые мы не знаем, как заполнить, и поэтому взяли консультации юриста, финансиста. Сейсас на этом этапе мы заполним, потом они дают время, если будут ошибки, мы исправим», – отмечает она.

Представительница другой НПО Ахалкалаки, которая также приняла решение зарегистрироваться в реестре, отмечает, что большие трудности доставляет отсутствие достоверной информации о том, что и как надо сделать.

«Трат нет, только бухгалтер, если вы нанимаете для заполнения. Но трудности доставляют не столько траты, а то, что никто не знает по этому процессу точной информации. Например, я слышала что надо пойти зарегистрироваться без финансовой декларации, но в Юстиции говорят, что надо принести декларацию. Есть вопросы которые ни они толком не знают, ни мы. Мы не знаем, как сделать, чтобы было правильно», – комментирует она.

По ее словам, в горячей линии также дают очень неопределнные ответы, без конкретики.

«Декларация достаточно сложная, уже 2 недели заполняет бухгалтер. Я бы одна точно не смогла, наняла бухгалтрев. И не факт, что мы правильно заполняем, это потом будет видно».

Она добавляет, что если у организации есть инвентарь, и им нужна инвентаризация и аудит, то это уже связано с большими расходами и трудностями.

Напомним, что 2 августа началась регистрация НПО, более 20% финансирования которых за 2023 год поступило из-за рубежа, в т.н. «реестре иноагентов». 2 сентября регистрация будет закрыта, после чего начнется мониторинг организаций, которые подходят под действие «закона об иноагентах», но избежали регистрации. Им грозит штраф в размере 25 000 лари и принудительная регистрация.