В связи с принятием закона “О прозрачности иностранного влияния”, правительство Грузии подверглось критике со стороны западных партнеров, которые твердят, что закон антидемократический. Кульминацией критики стало решение лидеров Евросоюза о приостановлении процесса евроинтеграции Грузии. Jnews поговорил со старшим исследователем Фонда Рондели Торнике Турманидзе о том, что может означать такое решение для Грузии и к чему оно может привести.
– Как происходит приостановление статуса кандидата в ЕС технически, документально? Статус отменяется или просто не происходит никаких дальнейших шагов?
– Официально это не называется приостановлением статуса. ЕС просто остановил процесс интеграции Грузии в ЕС, то есть этот процесс заморожен. И если Грузия не отменит закон “О прозрачности иностранного влияния”, то она не сможет перейти к следующему этапу евроинтеграции – ЕС не откроет нам переговорный процесс. Например, Украина и Молдова уже начали процесс переговоров, а Грузия не сможет перейти на этот этап. Нет механизма, по которому ЕС смог бы отменить статус кандидата. То есть, у нас есть статус кандидата, но мы не идем дальше.
Документально это отражено в решении Евро Совета, где они написали, что процесс интеграции Грузии в ЕС остановлен из-за “закона об иноагентах”.
– Что будет означать данное решение для Грузии? Какие могут быть последствия приостановления процесса евроинтеграции Грузии?
– Само собой приостановление процесса евроинтеграции – это результат того, что правительство Грузии сменило свою внешнеполитическую ориентацию, а также внутри страны оно приняло несколько решений, которые означают регресс в демократическом развитии. То, что может произойти после, это конечно будет плачевно для Грузии. Главное – это то, что Грузия отдалилась от Запада, от США, ЕС, НАТО и приблизилась к России и Китаю, то есть к авторитарным странам. И ЕС, и США начали пересмотр отношений с Грузией, они приостановили многие программы помощи государственному сектору Грузии, которые способствовали реформам в разных сферах общественной жизни. И, если эти проекты не продолжатся, это будет очень негативно влиять на общее развитие страны.
Кроме этого, США уже ввели санкции то есть визовые ограничения против нескольких десятков должностных лиц правящей партии и, по-видимому, продолжат ту политику, введут и финансовые санкции против этих лиц.
Евросоюз уже остановил много проектов поддержки, и эта тенденция продолжится. Ничего хорошего в отношениях между Грузией и ЕС уже не произойдет. Вовлечение Грузии в региональные проекты под эгидой ЕС будут остановлены. ЕС может начать пересмотр безвизового режима с Грузией, что будет очень плачевно для населения Грузии.
Результаты “русского закона” – это изоляция Грузии от запада, регресс в демократическом развитии, и, что самое главное, без западной поддержки Грузия остается один на один с Россией. Россия может усилить свое влияние на Грузию, и, в конце концов, Грузия может оказаться снова вассалом, частично потеряет свою независимость и суверенитет.
– Есть ли шанс на то, что процесс евроинтеграции Грузии возобновится?
– Правительство “Грузинской мечты” исчерпало свои ресурсы в вопросе евроинтеграции, и ничего хорошего от них мы ждать не можем в этом вопросе. Единственный шанс – это смена правительства демократическим путем в результате выборов, которые назначены на 26 октября. Если оппозиционные партии выиграют эти выборы и смогут сформировать коалиционное правительство, и “Грузинская мечта” перейдет в оппозицию, в этом случае реален шанс, что Грузия возобновит Евроинтеграцию.
– Представители власти зачастую делают антизападные шаги, а затем на словах выражают приверженность страны евроинтеграции и европейским ценностям. Что означает такая двойственная политика?
– Население Грузии в основном прозападное. Если брать опросы общественного мнения NDI, то где-то 80% населения хотят видеть страну в составе ЕС. То есть даже те люди, которые голосуют за ГМ, настроены прозападно. Следовательно, когда ГМ свернула в сторону России и сделала все для ухудшения отношений с западом, им нужно как-то обманывать общество и часть своего электората. Именно потому они пытаются представить ситуацию так, как-будто ничего не произошло. У них нормальные отношения с западом, и они хотят видеть Грузию в ЕС. Но в то же время они распространяют дезинформацию, конспирологическую теорию о том, что существует “глобальная партия войны”, которую представляют некоторые западные силы. Те реверансы, которые они делают в сторону запада, можно объяснить тем, что они знают прозападный настрой грузинского общества.
– Как простые люди могут ощутить последствия приостановления статуса кандидата Грузии в ЕС?
– Большинство проектов, которые разные правительства Грузии, в том числе нынешнее, проводят в городах, регионах Грузии и касаются инфраструктуры, здравоохранения, сельского хозяйства или экологии – они финансируются разными агентствами и фондами США и стран ЕС. И США, и ЕС уже приостановили часть этих программ, если после выборов ГМ останется в правительстве и продолжит свой курс, то все эти программы остановятся, и у правительства не останется денег, чтобы в тех же темпах продолжить программы. Множество услуг, которые государство предоставляет гражданам, будут отменены, и простые люди не смогут использовать те блага, которые им раньше давало государство. Это может показаться на данном этапе отдаленной темой, но это будет влиять на повседневную жизнь граждан Грузии.