После ускоренного рассмотрения 19 апреля парламент утвердил в третьем чтении изменения, инициированные в Налоговый кодекс, подразумевающие освобождение от налогообложения перевода в Грузию бизнеса, зарегистрированного в т.н. оффшорных зонах, однако это довольно важное событие, осталось без должного внимания из-за другого законопроекта – “закона об иноагентах”. На тему изменений в Налоговом кодексе и о том, для чего эти изменения важны для страны Jnews побеседовал с политологом, директором Либеральной Академии Тбилиси Лашей Тугуши.

Почему инициированные в Налоговом кодексе Грузии изменения были так быстро приняты и в чем суть этих изменений? 

– Изменения были приняты, можно сказать, в аварийном режиме, то есть очень быстро,  без больших обсуждений. Насколько они предоставят возможности большим ресурсам вернуться или войти в грузинскую финансовую систему. Осталось много вопросов, откуда эти деньги, что это за деньги, они политические или нет и т.д. Сейчас об этом  можем гадать. Эти вопросы довольно сложные, имеют свои причины, которые пока не видны, но в принципе больше негатива, потому что, во-первых, когда принимаешь так быстро закон, всегда возникают вопросы, почему в таком темпе принимаются эти изменения в законе, почему  нет дискуссии, дебатов и нет взглядов академических кругов, в том числе ученых, экспертов, оппозиции и так далее, которые могут критически относиться к таким вещам. И второе, неясно почему сейчас, какие ресурсы, и деньги будут двигаться в сторону нашей страны. Вот это те основные вопросы, на которые нет пока ответов.

Есть утверждение, что этот закон был принят для легализации финансов из оффшорных зон в том числе и российских ресурсов?

– Опять же сложно сказать, если такие случаи будут, они будут выявлены. Потому что большие российские ресурсы под санкциями, и несмотря на то, что мы не присоединились к индивидуальным санкциям в общем формате, мы держимся этих санкции и, если это будут деньги тех людей, или компании, которые под американскими и европейскими санкциями – это будет связано с большими рисками. Это может навредить нашей финансовой системе и не только финансовой, но и политической. Поэтому я думаю, что будет очень рискованно. Поэтому дебаты нужны были, чтобы на эти вопросы были ответы. Конечно были какие-то ответы, но их недостаточно.

С принятием изменений в Налоговом кодексе связывают закупку Нацбанком Грузии 7 тонн золота. Каким образом эти два события связаны?

Сложно сейчас эти два события связывать друг с другом. Я честно затрудняюсь ответить на этот вопрос. Потому что у меня мало информации об этом. Необходимо больше информации и анализа по этой теме. Раз нет информации, возможно это серьезный аргумент, возможно инсинуации. На сегодняшний день судить об этом, для меня во всяком случае, сложно.

Какие санкции могут последовать из-за этого закона?

– Если конечно будет доказано, то банки, которые будут обслуживать, зная, что эти деньги отмеченные, если можно так выразиться, могут попасть под санкции. Тогда конечно в первую очередь это ударит по банковской системе, ударит по тем людям, которые являются собственниками и возможно это будет и санкции для каких-то формально-политических должностных лиц, которые были замешаны, инициировали или получали какую-то выгоду, в том числе какую-то политическую выгоду. В принципе это возможно, но мне сейчас сложно судить. Но опять же повторюсь, хотелось бы, чтобы такие законопроекты, не проходили в парламент так быстро, нужно, чтобы проводилось больше обсуждений, исходя из того, насколько сложная ситуация сейчас в мире, в геополитическом смысле и т.д. Сейчас надо быть очень осторожным.

Есть мнение, что закон принят для того, чтобы Бидзина Иванишвили смог свои активы перевести из офшор в Грузию. 

Что касается того, насколько возможно, что господин Иванишвили переведет эти деньги или это его ресурсы, конечно сложно говорить. Насколько знаем у него в оффшорных зонах есть ресурсы, если я не ошибаюсь он это декларировал даже. И надо знать, что не все ресурсы, что находятся в офшорных зонах “черные” деньги. Есть естественно и легально заработанные деньги. Потому что офшорные зоны – это те зоны, где есть налоговый оазис, но и там находятся и черные деньги естественно, потому что там легче прятать. Я думаю, что мы очень скоро узнаем. Потому что, если какие-то деньги будут переведены, наша финансовая система настолько прозрачна, мы узнаем что это за деньги и чьи. Если это будут большие деньги, то не спрятать, так как всегда есть возможности узнать чьи эти деньги. Если это маленькие деньги, я не думаю, что люди с такими большими ресурсами будут так действовать. Думаю не придется долго ждать, чтобы узнать правду.