В настоящее время в Тбилиси, столице Грузии, действуют две армянские церкви, но, гуляя по городу, можно встретить и недействующие, разрушенные церкви, заброшенные, на грани исчезновения, имеющие древнюю историю и, в то же время, время ставшие яблоком раздора между Грузинской Православной и Армянской Апостольской церквями. Одна из них церковь Шамхорецоц Кармир Аветаран.
По данным Армянской епархии Грузии, спорными являются 6 церквей: Сурб Минас Ереванцоц в Тбилиси, Сурб Геворг Мугни (Мугну Мец), Кармир Аветаран Шамхорецоц, Сурб Ншан (Сурб Никогаос), Сурб Аствацацин Норашена, а также Сурб Ншан Ахалцихе (Сурб Вардананц). В последнее время много шума поднялось вокруг церкви Кармир Аветаран Шамхорецоц, особенно после того, как в очередной раз заговорили об опасности исчезновения церкви. По мнению общественного деятеля Левона Чидиляна, спасти церковь Шамхорецонц можно, если государство проявит в этом вопросе “добрую волю”.
Недалеко от метро «Авлабар», по адресу улица Перисцвалеба 21, находится церковь Кармир Аветаран Шамхорецоц, окруженная новостройками. Глядя издалека, даже в голову не приходит, что много лет назад на этом месте возвышалась величественная церковь (это была самая большая церковь в Тбилиси в советские годы, упоминается высота 40 метров).
Сегодня от церкви остались только потрескавшиеся, полуразрушенные стены, земляные холмики, засохшие кусты и извилистые дорожки, идя по которым сложно понять в какую сторону идешь и в какой стороне окажешься. Сегодня судьба церкви неизвестна, правительство не предпринимает никаких шагов для ее сохранения и, в то же время, не соглашается передать церковь армянской стороне.
О церкви, превратившейся в яблоко раздора, имеется множество упоминаний и архивных документов, утверждения грузинской и армянской стороны отличаются друг от друга, что еще больше усложняет судьбу церкви.
Как мы уже упоминали, данные о происхождении церкви Кармир Аветаран Шамхорецоц разнятся. Армянская Епархия Грузии годом основания церкви упоминает 1735 год, а Национальное агентство по сохранению культурного наследия Грузии упоминает 1840-е годы.
После установления советской власти, Шамхорецоц также был закрыт, как и другие церкви в Тбилиси. В те годы церковь использовалась для разных целей – ее переоборудовали в пекарню, а затем в склад. В 1980-е годы здесь располагалась студия грузинских художников.
В 1989 году в апреле церковь была в значительной степени разрушена, предположительно в результате землетрясения (хотя Армянская епархия Грузии видит в этом преднамеренные действия). Важно отметить, что поскольку церковь находится на государственном балансе Грузии, Армянская епархия Грузии не имеет законных рычагов, чтобы потребовать защиту церкви.
Строительные работы, начатые в 2016 году у единственной сохранившейся стены полуразрушенной церкви, стали серьезной угрозой остаткам памятника истории и культуры. В свое время этот вопрос наделал много шума, но сегодня в этом районе уже функционирует отель, прямо рядом с церковью открылось кафе, а стену церкви используют под парковку для вышеупомянутого отеля.
Институт толерантности и разнообразия (TDI) , занимающийся правами национальных и религиозных меньшинств в Грузии, изучил вопрос продолжающегося строительства на территории, прилегающей к армянской церкви «Шамхорецоц Сурб Асватацацин» в Тбилиси. TDI считает, что разрешение на строительство было выдано с грубыми нарушениями закона. Существующая проблема демонстрирует безразличное отношение государства к культурному наследию, представляющему религиозную ценность.
Напомним также, что общественная организация «Армянская община Грузии» опубликовала заявление на своей странице в Facebook, выразив опасение, что церковь в ближайшем будущем будет недоступна для общественности.
«Церковь Шамхорецоц Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы) или Кармир Аветаран, некогда самый высокий купол в Тбилиси, скоро станет недоступной и окруженной зданиями, что вызывает опасения, поскольку никто не собирается восстанавливать или возвращать эту церковь своему владельцу, прежде чем она окончательно не рухнет и превратится наподобие церкви Мугни Сурб Геворг Тбилиси, которая была окончательно разрушена проливными дождями», – отмечено в заявлении.
Читайте также на эту тему:
Церковь Шамхорецоц Сурб Аствацацин в Тбилиси находится на грани исчезновенияа>
В 2009 году Армянская епархия Грузии обратилась к премьер-министру Грузии Нике Гилаури, с вопросом о возвращении епархии в числе других церквей также и церкви Шамхорецоц Сурб Аствацацин. Армянская епархия Грузии также и в 2012 году обращалась к властям Грузии с просьбой вернуть церкви епархии, а в 2015 году – к Министерству культуры Грузии, Национальному агентству по охране культурного наследия.
На эту тему Jnews поговорил с общественным деятелем Левоном Чидиляном, который поделился своим мнением о причинах, по которым церковь сегодня не реставрируется и не сохраняется, или почему церковь не передается армянской стороне.
«Причина весьма известна, ведь епархия нашей Армянской Апостольской Церкви в Грузии уже давно обращается к государству с просьбой вернуть церкви, конфискованные в коммунистические советские годы, как собственность епархии. Но этот процесс затягивается, и в ответ Грузинская Церковь объявила эти церкви спорными, то есть объявила, что эти церкви не были армянскими, что, конечно, же не соответствует действительности.
Грузинская Православная Церковь препятствует возвращению этих церквей Армянской Апостольской Церкви. Когда Грузия стала независимой, все, что было отнято у Православной Церкви в коммунистический период, было полностью возвращено, но нам, католикам и другим религиозным общинам, по сей день много всего не возвращено, и я думаю, что в рамках государства и церкви боятся пойти на такой шаг, поскольку уже со стороны других религиозных общин могут начать звучать требования.
Эти разногласия являются основной причиной того, что происходит сегодня с рядом недействующих армянских церквей».
А на наш вопрос, сможет ли Армянская епархия Грузии сыграть решающую роль в спасении церкви, господин Чидилян ответил:
«Конечно, церковь можно спасти, если государство проявит добрую волю».
Ниже мы также представляем фотографии прежнего вида церкви, которые предоставил нам общественный деятель Левон Чидилян.