Инфляция в Грузии снижается, но разрыв в ценах на продукты по-прежнему велик


Аналитики EastFruit отмечают снижение инфляции в Грузии. Если мы уже давно привыкли видеть годовую разницу в 10% и более в общем уровне цен, или инфляции, то в марте 2023 года изменение общего уровня цен составило всего 5,3%. Вызывает тревогу тот факт, что годовое изменение средней цены на группу продуктов питания по-прежнему превышает 10%.

Источник данных: ГеоСтат

По сравнению с предыдущим месяцем розничные цены на все товары и услуги остались прежними. Как и цены на продукты питания. Приостановка роста цен обычно происходит в это время года, и такую динамику последнего времени можно рассматривать как сезонную закономерность. Перерастет ли это в тренд – никто точно не знает, но, как неоднократно сообщал EastFruit, местные ключевые игроки, такие как крупные банки, ожидают, что среднегодовой рост цен на все товары и услуги или инфляция постепенно снизятся до целевого уровня 3%. TBC Capital, поставщик инвестиционных, брокерских, исследовательских и корпоративных финансовых решений в Грузии, ожидает, что это произойдет в июле или даже раньше.

Цены на продукты питания, которые выросли на 12% по сравнению с мартом 2022 года, оказали наибольшее положительное влияние на годовую инфляцию. Из 5,3% роста общего уровня цен в годовом исчислении 3,9% приходится на продовольственную группу. Средняя розничная цена на фрукты, орехи и овощи продемонстрировала самый высокий годовой рост (+29%) в группе продуктов питания.

Годовые изменения цен на фрукты, орехи и овощи выглядят следующим образом:

Источник данных: ГеоСтат. В некоторых случаях из-за округления может существовать расхождение в 1%.

10 товаров из 23 стали дешевле, чем в прошлом году, однако этого оказалось недостаточно, чтобы значительно снизить средний уровень цен по группе. Продукты, подорожавшие за год, занимают значительную долю в потребительской корзине Грузии, поэтому они оказывают большое влияние на цену группы в целом.

еют несколько причин: рост местного спроса из-за наплыва граждан России, неблагоприятная погода, приведшая к общему неурожаю некоторых ключевых культур, таких как картофель, в 2022 году, сохраняющаяся высокая инфляция в Турции и в целом импортируемая инфляция из-за границы. Последнее — очень важная часть головоломки, учитывая, что Грузия зависит от импорта, и эта зависимость особенно значительна в 2023 году, учитывая первые два фактора в списке.

По мнению правительства Грузии, очень высокие наценки импортеров могут быть дополнительной причиной дороговизны продуктов питания в Грузии. Об исследованиях и действиях в этом направлении было объявлено еще в феврале. EastFruit будет освещать любые новые обновления по этой инициативе по мере их публикации.

Интересно, что обсуждаемая динамика характерна не только для Грузии. Годовая инфляция в еврозоне в марте снизилась до 6,9%, но цены на продукты питания там остались высокими примерно на 15%. Однако следует также отметить, что высокие уровни инфляции существуют в Грузии гораздо дольше, чем в ЕС. В Грузии с 2019 года наблюдается быстрый рост цен, в то время как цены в ЕС подскочили на фоне несправедливой войны россии против Украины и вызванного ею энергетического кризиса.