Жизнь в заблокированном Карабахе: «Это моя родина, мне больше некуда идти»


Уже два месяца 120 000 армян Нагорного Карабаха живут в изоляции от внешнего мира. Единственная дорога, соединяющая его с Арменией, фактически закрыта. Люди нуждаются в продуктах и лекарствах, они живут в условиях постоянных отключений газа и электричества.

По причине закрытой дороги Карабах находится в гуманитарном кризисе. Jnews связался с проживающей там семьей Гарибян и узнал, как они живут в условиях блокады.

Семья Гарибян живет в городе Мартакерт, 44-дневная война и почти двухмесячная блокада многое изменили в их жизни. Их семья разделилась на две части, 64-летняя бабушка Сона, которая ни при каких обстоятельствах не собирается уезжать, находится в Карабахе вместе с матерью и сыном. А другой сын остался в Армении с женой и 6 детьми.

Наша собеседница проводит параллели с 90-ми годами, когда не было ни газа, ни электричества, жили впроголодь. И сегодня у них ограничено питание, в магазинах внедрена система талонов.

ktron

«Мы получаем еду по талонам, в ограниченном количестве. Стоим в очередях в магазинах, овощи и фрукты почти не продаются, гречка, чечевица, растительное масло – такие продукты только дают. Дают человеку пол килограмма в месяц и одно масло, показываем квитанцию и забираем. В особо тяжелом положении находятся многодетные семьи, еды хватает только на то, чтобы поддерживать существование», — говорит Сона Гарибян, отмечая, что рынки полупустые, в основном, продаются местные гранаты и зелень.

Единственный газопровод проходит по территории, контролируемой Азербайджаном. Азербайджанцы отключают газ, когда им вздумается. Единственная ЛЭП также находится под контролем Азербайджана, поэтому Карабах не получает электроэнергию из Армении. Подача электроэнергии сопровождается веерными отключениями, целью которых является сохранение доступных ресурсов.

Оставшиеся в блокаде нашли выход – обогреваются дровами, не жалуются, потому что дома.

«Сложнее обстоит дело в тех семьях, где есть новорожденные дети», — говорит наша собеседница.

drosh

Несмотря на трудности, Сона Гарибян никогда не думала и не думает об отъезде. Она говорит, что ее сын погиб здесь во время войны в 90-х годах.

«Я не имею права покидать эту землю. Это моя родина, мне больше некуда идти. Правда, есть страх, неопределенность, мы засыпаем по ночам, думая о том, что будет завтра, но это не значит, что если дорога откроется, я уеду отсюда», – уверяет она.

Другой ее сын, который был военнослужащим, сейчас живет в Армении со своими 6 несовершеннолетними детьми. Наша собеседница отмечает, что ее сын ждет открытия дороги, чтобы вернуться с семьей. Сейчас они живут в съемной квартире в Армении и нуждаются в финансовой поддержке.

«Сейчас тяжелые времена для Арцаха и Армении, враг всячески пытается захватить нашу историческую родину. Мы твердо стоим на своей земле, за эту землю проливалась кровь наших сыновей, и мы останемся до конца», – заключает Сона Гарибян.

С 12 декабря 2022 года группа азербайджанцев, называющих себя «экоактивистами», перекрыла Лачинский коридор. Это единственная дорога, соединяющая Карабах с Арменией. Почти два месяца право въезда имеют только Красный Крест и российские миротворцы.

До закрытия дороги из Армении по трассе Горис-Степанакерт ежемесячно доставлялось около 12 тысяч тонн продовольствия, сейчас прекращены регулярные поставки продовольствия. Продовольствие попадает в Карабах только благодаря Красному Кресту и российским миротворцам.