Без чего экономика Грузии никогда не сможет встать на ноги


Об инфляции, курсе валют, экономическом росте, об эффекте пружины, проблемах в экономике, доходах от туризма и о многом другом Jnews побеседовал с экспертом Владимиром Папавой.

С какой экономикой Грузия вошла в 2023 год? 

– Когда говорим об экономике Грузии, надо понимать, что происходит в мире. В мире ситуация очень накаленная из-за войны России в Украине и западных санкции против России. В этом плане в мировой экономике наблюдается  тенденция экономического спада, то есть экономического сокращения. Экономический рост так или иначе сохраняется во многих странах, бюджет просто снизился. В то же время в Грузии есть первые данные об итогах 2022 года. Серьезно обнадеживают, потому что экономический рост зафиксирован на уровне 10%, что очень важно для такой малой страны, как Грузия, которая значительно пострадала в условиях пандемии.

За счет чего эти 10% роста?   

– Прежде всего надо учесть то, что экономический рост был зафиксирован в 2021 году, так как удалось еще с апреля открыть экономику. И тогда был, так называемый, эффект пружины, когда экономика была закрыта и вдруг её открыли эффект пружины сработал, и в Грузии был рост 10,5%. Что касается 2022 года, то здесь этот эффект продолжился и добавился еще тем, что Грузия не была вовлечена в военные действия. Из-за того, что в Грузии был мир,  многие перенесли свой бизнес в Грузию, я имею ввиду беженцев из России, Украины, Белоруссии, они зарегистрировали свои компании, и это тоже повлияло на экономический рост. 2022 год завершился значительным экономическим ростом, но это вовсе не означает, что в грузинской экономике нет проблем.

Какие именно проблемы в экономике Грузии?  

-Это высокая инфляция, по всей видимости где-то 10 % будет зафиксировано в 2023 году. Эта инфляция является мировой проблемой. Дело в том, что во время пандемии были сбои в глобальных цепочках предложении. А сокращение предложения вызвало рост цен. И вот с этой проблемой борется весь мир, в том числе Соединенные штаты, европейские государства, наши непосредственные соседи. Например самая высокая инфляция в нашем регионе зафиксирована в Турции. А когда у Грузии 10% экономического роста, и инфляции тоже 10%, то это четким образом отражается на социальное положение населения, которое к сожалению не улучшится.

Что будет с курсом валют в этом году? 

– Прогнозы делать в этой сфере всегда не оправдано, все избегают этого. Тем более в такой турбулентной ситуации, в какой находится в настоящее время наш регион и весь мир. Никто не знает прогнозы завершения войны. Как, когда и с каким результатом завершится война. Но курс лари укрепился из-за того, что бизнесы были переведены в Грузию. Но как будет продолжаться в 2023 году… Например известный американский экономист Рубини, четко пишет о том, что в 2023 году будет стагфляционный долговой кризис, стагфляция означает высокая инфляция и высокая безработица. Это означает, что экономический спад будет, конечно же предложение опять сократится и инфляция будет высокой. И как поведет валютный курс, как в Грузии, так и во всем мире, тоже неизвестно. То есть очень много вопросов, и мало более или менее четких ответов.

Туризм в прошлом году стал причиной роста бюджета Грузии, насколько этот рост устойчив?

-Когда страна не участвует в войне и она относительно мирная, то здесь цены не такие высокие, как в других странах. С туристической точки зрения Грузия остается привлекательной страной. Я считаю, что кроме туризма Грузии необходимо развивать реальный сектор экономики, то есть производство, без чего экономика Грузии встать на ноги никогда не сможет. 

V_Papava_10_09_2021_GREY_thumb
Владимир Папава является старшим научным сотрудником и директором Центра прикладных экономических исследований Грузинского фонда стратегических и международных исследований с 2001 года. Г-н Папава имеет более чем 25-летний опыт работы. В 1977 году начал свою трудовую деятельность младшим научным сотрудником Института экономики им. Пааты Гугушвили Академии наук Грузии. В 1991 году он стал директором института. Между тем, он был профессором макроэкономики в Тбилисском государственном университете. В 1994-2000 годах был министром экономики Грузии. В 2000 г. г-н Папава был назначен на должность заместителя парламентского секретаря президента Грузии. В 2004-2007 годах был заместителем главы Бюджетно-финансового комитета Парламента Грузии. В 2005-2006 гг. он был стипендиатом программы Фулбрайта в Институте Центральной Азии и Кавказа, Школе Нитце — SAIS, Университет Джона Хопкинса (Вашингтон, округ Колумбия). В 2013-2016 годах он был ректором и профессором экономики Тбилисского государственного университета и главным научным сотрудником Института экономики имени Пааты Гугушвили.