Использование Россией мягкой силы и влияние на страны Южного Кавказа, на конфликтные территории и их отношения с Европой, об этих и других темах интервью с экспертом Грузинского центра стратегических и международных исследований (GFSIS) с Георгием Бадридзе.

– После ухудшения отношений между Россией и Грузией, использует ли Россия мягкую силу для улучшения отношений с Россией и как?

– Первое, что мы замечаем, это то, что Россия инвестирует намного больше финансовых ресурсов в некие СМИ, а также в политические партии. Эти партии очень часто себя называют прогрузинскими, они называют себя пророссийскими или антизападными. Их риторика заключается в том, что с Россией лучше или российская модель управления или российская демократия лучше, чем западная. Тактика состоит как раз в том, чтобы пугать граждан Грузии какими-то, часто выдуманными, историями, о том чего от нас хочет Европа, какие цели Европа преследует в процессе интеграции Грузии в Европу.

– Одинаково ли Россия использует мягкую силу в Грузии, в Армении и в Азербайджане?

– У Азербайджана и Армении конечно же есть специфика. Там вопрос интеграции с Европой вообще не актуален. В Грузии пророссийская пропаганда носит антиевропейский характер. В Азербайджане и в Армении, интересно то, как одновременно пророссийские силы активизируются и там, и там на фоне того, что Россия уже на протяжении стольких лет поддерживает и ту, и другую сторону, против друг друга.

– Как оценивается наличие российского оружия и в Азербайджане и в Армении?

– Это просто свидетельствует о том, что Россия не заинтересована в урегулировании конфликта, на самом деле, она не поддерживает ни Армению ни Азербайджан. Ее целью является статус-кво в сохранении ситуации, когда и Азербайджан и Армения зависимы от российской доброй воли. Как только Россия перестанет поддерживать ту или другую сторону, та сторона будет чувствовать себя незащищенной.

– Использует ли Россия мягкую силу в Абхазии, или там работает такая же схема, как в Армении или в Азербайджане? Как вы считаете, сработала ли мягкая сила по вопросу принятия законодательства по продаже земель иностранцам?

– Абхазы сопротивляются этому, как могут на протяжении многих лет. И считают, что права покупки иностранными гражданами собственности в Абхазии подорвет их безопасность в этническом, в правовом отношении. Я не знаю сколько они будут сопротивляться дальше, но Россия уже давно доказала, что она силовыми действиями в конце концов добивается чего хочет. Она не смогла например заставить абхазов выбрать своего кандидата в президенты, и потом она подсунула Багапшу этого кандидата в премьеры, который там стал президентом наконец. Хоть абхазы и сопротивляются, но в конце концов они полностью зависимы от российской, в том числе экономической и финансовой поддержки. Мягкая сила – это не всегда обязательно очень мягкая сила. Мягкая сила – это то, что не подразумевает использование военной силы, но выкручивание рук абхазов – тоже мягкая сила. Экономика – она и есть мягкая сила со стороны России в Абхазии и в Южной Осетии. Как только они перекрывают каналы финансирования у абхазов и осетин не остаётся никакого выбора как подчиниться.

Кристина Марабян