О проявлениях национализма в Грузии, о его использовании в политических целях и процессах, активизирующихся к выборам, в каком направлении проявляется национализм  и о многом другом Jnews.ge побеседовал с Гией Нодия – философом и политологом, профессором Университета Ильи и председателем Кавказского института мира, демократии и развития.

Есть ли национализм в Грузии, и как он проявляется?

– В Грузии есть два вида национализма как минимум, которые друг другу противостоят. Есть национализм политический, гражданский, главная цель которого независимость, суверенитет. Защита реального суверенитета конечно формальна, суверенитету ничего не угрожает, но я имею ввиду право распоряжаться своей судьбой реально, на уровне государственности. Я называю это национализмом прозападным по своей сути, он видит основной источник опасности в России, а также в определенных группах, ориентированных на Россию. Это вот один национализм, он вообщем-то доминирует по крайней мере если исходить из опросов общественного мнения. Он сфокусирован на более серьезную часть общества, среди молодежи. Но есть и другого типа национализм, более этно-культурный, который ориентирован на сохранение так сказать культурной самобытности. Он видит в основном источником опасности запад, новые веяния. Они видят опасность в открытости Грузии, открытости экономической, открытости по отношению к бизнесу. К тому, что люди приезжают из разных стран из Ирана, Турции, арабских стран, они могут тут заниматься бизнесом и это проявляется в возникновении, усилении различных, так называемых, крайне националистических групп или ультра правых групп, как их по-разному называют – это другой национализм, среди его сторонников  различные люди поддержка увеличилась, но как бы драматическим образом.

Об угрозах культурной и религиозной самобытности часто говорит Церковь, насколько она способствует поднятию националистических настроении?

– Представители церкви иногда манипулируют действительно. Например недавно в Марнеули, отец Георгий выступал против реставрации памятника Наримана Нариманова. Но я не думаю, что это будет оркестрированное действие церкви, скорее отдельные священники будут использовать такие мотивы для повышения своего собственного рейтинга – это особенно те, кто живут в регионах где живут меньшинства. У церкви авторитет скорее падает в последние годы. Кроме того я не думаю, что у церкви в целом есть какой-то мотив манипулировать национальными вопросами, по крайней мере по отношению к национальным меньшинствам Грузии. Больше манипулируют вопросом иностранного капитала из Турции, Ирана и тд.

Скоро в Грузии выборы, в каждый предвыборный период появляются националистические подтексты в предвыборных обещаниях, яркий пример этому предвыборное выступление президента Грузии Зурабишвили, насколько подобные шаги актуальны будут в этом году?

– Да, политики всегда манипулируют такими чувствами, которые они думают, что будут работать в их пользу. Опять таки зависит от того, о какой партии идет речь, о каких кандидатах, но я думаю, что в той или  иной форме такая манипуляция будет иметь место.

Какими вопросами на почве национализма возможно будет манипулировать на этих выборах?

– Думаю, что будут манипулировать различными группами, если Зурабишвили манипулировала турецким вопросом, когда приезжала к армянской общине, с азербайджанцами она говорила по-другому. Любые вопросы, которые этнические, религиозные, которые как политики думают, что выигрышные для них, они могут их использовать в предвыборной ситуации.

Недавно СГБ объявила о том, что в Квемо Картли есть группа, которая занимается манипуляциями касательно национального вопроса, распространяет межнациональную рознь. Более конкретной информации не было. О чем была речь?

– Я тоже очень интересуюсь этим вопросом, кого они имели ввиду. Но когда власти что-то такое говорят, то первое, что приходит в голову – это обвинить в чем-то оппозицию “Национальное движение” или какие-то другие оппозиционные группы. По скольку среди азербайджанского населения есть сторонники оппозиции и есть сторонники правящей партии. Возможно они будут использовать это, обвинять своих каких-то политических оппонентов в разжигании националистических мотивов, но это только предположение. То заявление, которое было распространено, на которое вы ссылаетесь, оно очень туманное. Совершенно не понятно, кого они имеют ввиду, из чего исходят. Абсолютно не понятное для меня заявление.

Во время коронавируса были нападки на азербайджанцев, всегда есть мишень для подобных манипуляции? Какие манипуляции могут быть на национальной почве по отношению к армянам?

– С армянами можно манипулировать например турками и Турцией, такой популярной, ну понятно известны эмоционально важные вопросы для многих армян. Возможно манипулировать, запугивать население, что например оппозиция хочет ухудшить отношение с Россией – это тоже можно назвать манипуляцией теми проблемами, которые можно сказать что важны для армян Джавахети, потому что они часто едут в Россию на заработки.

Как можно настроить этнических грузин против национальных меньшинств?

– Собственно у власти нет такого интереса и у оппозиции тоже, но какие-то силы могут проявится, как например недавно Брегадзе, лидер грузинского марша, заявил о том, что хочет создать движение, но  думаю со стороны этих групп возможна какая-то манипуляция по поводу Давида Гареджи допустим, они любят эту тему поднимать, я не исключаю, что они постараются использовать это. Они хотят создать партию направленную против туристов, эмигрантов, иностранцев, иностранных бизнесменов, турок, иранцев, больше чем против собственных граждан Грузии, которые являются армянами или азербайджанцами.

Насколько эта партия сможет себя реализовать и получить голоса?

– Я не думаю, что они получат много голосов. У нас уже есть “Альянс патриотов”, которые примерно в этом направлении работают. У них придется отнять голоса у представителей “Альянса патриотов”. Так что на этом этапе я не вижу особых перспектив для этой партии.