О росте курса доллара, влиянии коронавируса на экономику Грузии, о росте цен на продукты, и о многом важном Jnews.ge побеседовал с Георгием Мжаванадзе, старшим сотрудником Международной школы экономики (ISET).

Почему лари обесценивается, чего ждать?

– Если мы посмотрим на курс лари по отношению к доллару, то до 9 марта лари наоборот повышался в цене по отношению  к доллару, но это было связано с монетарной политикой Национального банка, которую он провел в конце прошлого года. Процентная ставка была увеличена до 9 процентов, также они уменьшили минимальную резервную ставку на депозиты в долларах для коммерционных банков, это увеличило массу доллара в экономике, и постепенно стало положительно влиять на курс валюты. Но 9-ого марта произошло 2 вещи, первое – это коронавирус и его массовое распространение в Италии и по всей Европе. Вторая причина, 9-ого марта произошло крупнейшее падение цен на нефть за последние 10-15 лет. Стоимость нефти упала на 30-40%. Эти два фактора влияют на курс валюты в Грузии.

Какие именно сферы экономики страдают ?

Для экономики Грузии туризм является одним из приоритетных секторов. 11,3% ВВП составляет туризм по статистике 2018 года, к сожалению на 2019 год такой статистики у нас пока нет, но все равно это существенно. А если мы посмотрим не на ВВП, а на поступление иностранной валюты в Грузию, то туризм привез в Грузию в 2019 году прибыль примерно 3 млрд доллара. Это примерно то же самое, что реэкспорт продуктов, и это больше чем денежные переводы из других стран в Грузию, плюс прямые иностранные инвестиции – это очень крупная цифра и поступление иностранной валюты напрямую влияет на курс валюты, чем больше иностранной валюты поступает в Грузию, тем курс лари прочнее. Когда коронавирус распространялся он создал угрозу в будущем для туризма, так как мы закрываем свои границы, ни из Европы, ни из Китая, ни из России уже туристы к нам не приедут и эти деньги в иностранной валюте не поступят в нашу страну.

Что касается падения цен на нефть, с одной стороны – это для грузинской экономики хорошо, мы являемся импортерами нефти, бензина и дизеля и нам понадобится меньше долларов, чтобы купить то же количество бензина и дизеля, но с другой стороны у нас очень тесные торговые отношения с Россией и Азербайджаном, которые являются производителями нефти, и когда цена на нефть так сильно падает – это неприемлемо будет для их экономики и повлияет негативно.  Негативно влияет как на курсы их валют, так и на грузинскую валюту. Азербайджан и Россия крупнейшие наши партнеры по экспорту и импорту также примерно 30% денежных начислении в Грузию приходится на Россию откуда наши граждане присылают денежные переводы. Из-за таких тесных экономических отношении наша валюта тоже в это время страдает. Рубль в последнее время очень сильно падает в цене и грузинский лари повторяет ту же траекторию. Насчет азербайджанского маната – сейчас ничего не происходит потому что у них фиксированый курс, но я думаю если эта цена сохранится через некоторое время они сами проведут девальвацию.

Уже существенно повысилась цена на некоторые продукты, как долго будет такая нестабильная ситуация? 

– По моей точке зрения, цены будут повышаться либо понижаться в зависимости от самого продукта. Например цены на те продукты, на которые сейчас спрос очень большой – это сельскохозяйственные продукты, которые могут долго храниться, на них спрос повышается во время такой паники. Цены повысятся например на картошку, макароны, рис, гречку… Цены на остальные продукты например на электротехнику, на топливо и продукты которые сейчас не в спросе наоборот понизятся.  У нас очень странная ситуация в этом году и не только у нас, из-за коронавируса и паники, которая вызывает он, люди покупают припасы продовольственные на них цены будут повышаться и пока этот вирус и паника не закончатся, тенденция сохранится, на остальное спрос упадет.

Надежды на улучшение ситуации есть?

– Улучшение ситуации я пока что не вижу, но главное, мы сейчас должны перейти на процесс минимизации потерь. Минимизация потер как экономических, так и человеческих жизней. Такова реальность и Китай, и Италия, и Испания нам эту практику показали. То есть мы пока слава Богу не впереди их в этой статистике. Что делают эти страны, они стимулируют экономику.

Что делает  Грузия?

То, что сейчас правительство предпринимает, я думаю это хорошая практика, она основана на интернациональной практике. Что под этим подразумевают, пытаются стимулировать бизнес, не собирают налоги с бизнеса в это время. Отменяются налоги для микро бизнеса, для бизнеса, который задействован в туристическом секторе. Они могут не платить налоги будущие 2-3 месяца. Что дает им дополнительную ликвидность. Они сохранили свою экономическую активность – это раз, потом увеличивается финансирование этих медицинских услуг, которые связаны с лечением короновируса…  То есть все страны, которые страдают от коронавируса, они все предпринимают вот эти шаги для стимулирования экономики. Я думаю скоро и Национальный банк уже вступит в эту фазу и тоже начнет стимулирование экономики.

Возможно, что Национальный банк сможет остановить падение лари, как это было сделано некоторое время назад?

– Национальный банк за последнюю неделю два раза это сделал – это было несколько дней назад 20  и на днях 40 млн долларов.  То есть Национальный банк пытается немножко смягчить падения курса валюты, но я думаю, что подобные инъекции долларов недостаточны. Мы можем это продолжить месяц, например каждый день продавать по 20-40 млн долларов – это может на некоторое время помочь, но через месяц у нас просто закончатся резервы доллара. И на нас это повлияет более негативно, чем падение курса валюты. Самое главное, чтобы лари не упал по отношению к лире, манату, армянскому драму и рублю и тд. Если курс будет стабильным, то для нас цены не повысятся. Если лари обесценится по отношению к валютам этих стран, то тогда для нас это будет проблема и уже курс валюты перейдет в инфляцию, но с другой стороны 60% долгов населения в долларах, и когда доллар повышается в цене становится труднее платить эти долги коммерционным банкам. И это одна из проблем долларизации.