Согласно последнему опросу общественного мнения Национального Демократического Института (NDI) в марте-апреле 2019 года, самый низкий показатель поддержки курса страны на вступление в НАТО был в Джавахети, при том, что поддержку выразили 28% опрошенных, 49% не хотят членства в Североатлантическом альянсе. Как Джавахети фигурирует в информационном поле в вопросах интеграции в НАТО, и что думают жители этого региона.

“Если Грузия войдёт в НАТО, Джавахети отделиться”, с такими и подобными названиями материалы наводнили грузинские, российские и даже некоторые европейские медиа в начале 2014 года. Основой этому послужили интервью депутата парламента Армении, председателя земляческого союза “Джавахк” Ширака Торосяна. В 2014 году эту фразу он сказал журналисту информационного портала panorama.am. Высказывание пятилетней давности и сегодня на руку некоторым медиа организациям.

19 апреля текущего года, с особой скоростью распространился по социальным сетям материал интернет-издания “Маршал Пресс” под названием «Грузия станет членом НАТО, если уступит армянам Джавахети». Материал вызвал резкую реакцию, комментарии под статьей содержали элементы языка ненависти и армянофобии.

Основой материала, опубликованного в 2016-ом году, опять же служило упомянутое интервью Депутата парламента Армении, данное в 2014-ом году. Изжившая себя тема была опять затронута в апреле нынешнего года через информационный сайт, который по исследованию MDF (Фонд Развития Медиа) отличается языком ненависти и относится к онлайн медиа, которая проводит проправительственную редакционную политику. Но были сайты, которые взяли эту старую статью, основанную на интервью депутата Торосяна и опубликовали как новость, например, “КавказПлюс”.

Мы обратились к Шираку Торосяну и спросили, что он имел ввиду в интервью в 2014 году и правильно ли были интерпретированы его слова. Депута ответил, что чтобы по отдельности не давать всем журналистам комментарии, он на своей странице в Фейсбуке, 25 апреля 2019 года сделал заявление.

Вот, что он пишет:

«ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ОЧЕРЕДНОЙ ПРОВОКАЦИИ ВРАГОВ АРМЯНО-ГРУЗИНСКОЙ ДРУЖБЫ

Интервью, данное мною 17.03.2014 г. и особенно его (скорее всего, намеренно) русский перевод одного из армянских вебсайтов относительно вступления Грузии в НАТО и исходящих из этого возможных развитий в Джавахке, стал предметом различных спекуляций в социальных сетях и на некоторых грузинских вебсайтах. Буквально, в интервью сказано следующее:

У Грузии, конечно, своя задача, и она может стать членом НАТО. Однако ни в коем случае армянский этнос не потерпит присутствие турецких войск там, где он проживает, независимо от того, в состав какой страны входит данная территория.

Армянского сепаратизма не прогнозируется, но при присутствии турецких войск серьезный протест будет неизбежным”.

Старший научный сотрудник фонда “Рондели” Гиорги Бадридзе считает это заявление оскорбительным для жителей Джавахети.

«Я слышал и считаю их глупыми и оскорбительными для населения Джавахети, которое он считает настолько недалёкими, чтобы было возможно такими дешевыми методами напугать Турцией. Какое отношение имеет Турция, ну и что, что Турция в НАТО. Греция и Турция оба входят в НАТО и членство одной не влияет на состояние другой. Какое это отношение имеет в положении этнических армян Джавахети. Янычары вдруг ворвутся в Джавахети из-за того, что Грузия член НАТО. Я логику не понимаю», – говорит Гиорги Бадридзе.

А тем временем в Джавахети…

В электронной книге “НАТО – Североатлантический альянс – главный гарант мира и стабильности в мире”, которую можно найти в библиотеке Парламента Грузии, говорится, что “северный сосед попытается использовать сепаратизм в регионах, населенных негрузинским населением (Абхазия, бывший Юго-Осетинский автономный округ, Джавахети).

Чтобы узнать, что знают жители Ахалкалакского муниципалитета о НАТО и, как относятся к членству Грузии, мы провели опрос среди населения муниципалитета.
26 maya1
В опросе участвовали 144 человек, из них 89 – из сельской местности, а 55 – из города.
13 человек, из них 6 работников государственных учреждений отказались ответить на вопросы.
Интересно, что в городе и в сёлах мнения людей противоположны.

Из 55 человек опрошенных в городе 21 человек были за вступление в НАТО, 16 против, 5 человек не ответили за или против, просто сказали, что пока Грузия не готова для вступления в НАТО.

Арман Арутюнян, житель Ахалкалаки думает, что Грузия вынуждена войти в НАТО:
«В действительности не готова, но условия такие, что для своей безопасности вынуждена войты в НАТО».

Манвелян Армен, тоже житель Ахалкалаки, считает, что вступление Грузии в НАТО ничего не даст народу.
«Это военный альянс. Допустим войдём, что это нам даст, ничего, кроме того, что Россия будет больше зуб точить на Грузию. Геополитика такая, цель НАТО окружить со всех сторон Россию»,- говорит Армен Манвелян.

Рубен Галоян думает, что пока законы Грузии не соответствуют международным законам, и поэтому страна еще не готова.

«Не от нас зависит войдёт Грузия в НАТО или нет. Референдум должен определить, входить в НАТО или нет. Но мне кажется не готова еще Грузия. Мы во-первых должны решить вопрос территориальной целостности, потом законы должны соответствовать европейским», – говорит Енок Бабаджанян

nato

Из 89 опрошенных в селах 11 человек за то, чтобы Грузия вошла в НАТО, 57 не хотят видеть Грузию в составе этой организации, 14 не знали, что такое НАТО, для 7 человек было все равно.

Большинство из тех, кто против того, чтобы оказаться в Североатлантическом альянсе, волнует турецкий фактор, турецкие войска, они как бы не хотят быть в одном альянсе с турками.

Элизабет Беридзе, жительница села Котелия думает, что вступлением в НАТО улучшится экономическое состояние Грузии.
«Это поможет экономическому развитию, и наверно хорошо для благосостояния», – говорит Элизабет Беридзе.

nato1

Большинство в Ахалкалакском муниципалитете, особенно в селах отмечают, что хорошо бы Грузия улучшила отношения с Россией.

Житель одного из сел, который не назвался, сказал, что цель НАТО отстранить Грузию от России.

Варос Пашаян думает, что с вхождением Грузии в НАТО ухудшатся отношения с Россией, а это в свою очередь ухудшит их экономическое состояние.

«Нам нужны рабочие места. Какая польза от них, они могут открыть нам рабочие места? Если войдет в НАТО, то Россия закроет дорогу, а на что мы будем жить», – говорит Варос Пашаян.

Старший научный сотрудник фонда “Рондели” Гиорги Бадридзе считает, что ухудшение отношений с Россией вовсе не связано с желанием Грузии вступить в НАТО. Россия противодействовала независимости Грузии за долго до того, как в Грузии в первый раз упомянули слово НАТО. Он считает, что для России не приемлемо иметь в соседстве состоявшееся государство.

«Грузия стремится в НАТО из двух соображении: во-первых – это единственная среда, где объединены самые успешные демократические страны, во-вторых, я подчёркиваю, что членство в НАТО не может разрешить сегодняшние проблемы, в том числе и с Россией. Но это естественная среда для такой страны, какой Грузия хочет стать», – говорит Гиорги Бадридзе.

При предыдущей власти процесс интеграции в НАТО был более активным. После прихода в правление государства «Грузинской мечты» темп замедлился, но курс страны остался прежним.

«Грузия должна вступить в НАТО, когда сама будет к этому готова. Мы никогда не говорили, что Грузия удовлетворила все критерии членства. Как только Грузия будет готова, мы надеемся что среди членов НАТО не будет никаких политических препятствии, хотя мы в курсе, что среди членов НАТО есть страны, которые более скептически относятся к членству Грузии», – говорит Гиорги Бадридзе.

Он считает, что Грузия может вступить в НАТО не отказываясь от территориальной целостности «Но в то же время пункт 5 НАТО, который предусматривает защиту целостности своего члена не будет временно распространятся на оккупированные территории».

Региональный центр информационного центра НАТО и Евросоюза в Ахалкалаки открылся в 2016 году. Миссия центра объяснить гражданам Грузии цели НАТО и ЕС на понятном языке, важность европейской и евроатлантической интеграции Грузии и позитивные результаты этого процесса.

По словам представителя офиса НАТО и Евросоюза Тео Зурабашвили, в 2018 году в Самцхе-Джавахети было проведено 65 мероприятии по европейской и евроатлантической интеграции населения и большинство из этих проведены в Джавахети (Ахалкалаки, Ниноцминда). Каждый год проводятся дни НАТО и Евросоюза, во время которых людям раздаются буклеты на армянском языке.

“Проводим встречи и в селах. В прошлом месяце у нас были встречи в селе Гумбурдо. В этом году уже проводили 30 мероприятии. Наши встречи в основном со старшеклассниками и учителями. У населения очень мало и неправильная информация о НАТО и Евросоюзе. Они думают, что с вхождением в НАТО здесь будут военные базы. Поскольку они в основном смотрят российские каналы, это имеет свое влияние над ними”, – говорит представитель офиса НАТО и Евросоюза Тео Зурабишвили.

В первый раз о возможном членстве Грузии в НАТО и присоединения к ПДЧ (план действия по членству) Грузии говорилось в 2008 году на саммите в Бухаресте. В прессе это собрание окрестили саммитом «больших надежд» и «больших скандалов».

Отношения Грузии с НАТО основу берёт в 1992 году, после обретения Грузией независимости и вступления в совет североатлантического сотрудничества ( 1997 году переименован Совет евроатлантического партнерства). Грузия 1994 году присоединилась к программе «Партнерства ради мира». В 2011 году Грузия получила статус “страны-аспиранта НАТО”. С годами отношение Грузия НАТО развиваются и расширяются.

Возвращаясь к опросам NDI о мнении населения относительно вхождения Грузии в НАТО. Если сравнить с прошлым 2018 годом, то показатели в поселениях с национальными меньшинствами в марте опять большинство (30%) против вхождения в НАТО, а меньшинство (26%) за, однако в декабре 2018 года, показатели абсолютно другие, тогда уже 48% выразили поддержку стремления в Альянс, а 24% ответили, что против. Какое мнение будет в Джавахети по этому вопросу к концу нынешнего года покажет время. Но март в Джавахети отличается только тем, что – это месяц когда большинство мужчин выезжает на заработки, в основном в Россию…

Шушан Ширинян