Вараздат Акопян в числе тех редких людей Ахалкалакского района, который импортировал и разводит европейские коровы. Он уверен, что его бизнес имеет перспективы развития. Однако необходимые на данный момент инвестиции для развития бизнеса не может делать из-за крупного кредита.

В селе Дадеш все занимаются животноводством, в том числе и Вараздат, однако его коровы отличаются от остальных.

kovik

Прежде у Акопянов было 10 коров, но это были местные коровы и исключительно для домашнего пользования. Бизнес начался случайно и необычным образом, который до сих пор еще не приносит им прибыли.

«Я хотел начать заниматься каким-нибудь бизнесом, друг посоветовал заняться разведением скотины, но не местной, поскольку у нас раньше было 10-11 коров, но это дохода не приносило», – рассказывает он.

hortukner

Фермер основал небольшую ферму. Он говорит, что на сегодняшний день в его ферме до 20 голов крупного рогатого скота. Но всего два года назад всего этого не было.

«Сейчас довольно легко заниматься животноводством, – делится Вараздат, – имеем различные виды техники, например, доильный аппарат. Это очень удобное приспособление, хочу еще приобрести измельчитель для сена, но пока не могу себе этого позволить».

ktelu sarq

Начиная с 2017 года Акопяны увязли в долгах, взяли кредит и впервые начали работать не для себя, а для рынка.

«Несмотря на все трудности и проблемы, это перспективный рынок. Мы люди, живущие в селе и зарабатывающие честным потом. Государство должно поддерживать, в особенности начинающих фермеров, чтобы мы смогли встать на ноги», – считает он.

gom

Акопяны думают о расширении своего бизнеса, но ограниченные возможности являются реальным препятствием для развития. Он не говорит о конкуренции на рынке, считает, что для расширении фермы ему все равно еще нужно много работать.

«Для старта я взял 60 000 лари из банка, заложив для этого дом, с большим трудом, мы все еще мучаемся и не можем достичь результатов. Мне 44 года, я всегда занимался животноводством. Я подсчитал, что начну получать прибыль через три года. Но уже не могу, это европейские коровы, они нежные, требуют больше ухода и заботы. Сено едят только измельченное, даю им ячмень и овощи, чтобы они получали витамины. Мы хотим расширить ферму, коровы впервые отелились, хлев для них уже маленький, уже негде их привязывать», – делится начинающий фермер.

kat
В последние годы в Дадеше и соседних селах участились случаи краж скота. На тот вопрос, не боится ли он за коров, фермер ответил:

«Осенью часто крадут коров из сёл. Сейчас хорошо, полиция патрулирует. А на этот случай собаку держим, в чобаны обязательно идет кто-то из членов семьи. Несмотря на то, что пастбище рядом с нашим домом, запирается только хлев, где зимуют коровы. А в теплое время они свободно пасутся», – ответил он.

Каждая из коров Вараздата дает по 36-37 литров молока в день, а один литр молока он сдаёт всего по 90 тетри. По его словам, даже себестоимость не окупается.

“Один литр должен стоить как минимум один лари, чтобы был доход. Молоко пользуется спросом, из Ниноцминды приезжают и забирают каждые 2 дня. Если бы государство оказало небольшую поддержку, я бы на месте основал завод по переработке молока, смог бы увеличить сарай. Но куда бы я ни пошел, говорят, уже слишком поздно, нет никаких программ, я не знаю что делать, куда обратиться», – говорит Вараздат Акопян.

Dadesh

Старший специалист первой категории Ахалкалакского информационно–консультационного центра Министерства охраны окружающей среды и сельского хозяйства Грузии Рамаз Гоголадзе отмечает, что начинающие фермеры могут брать агрокредиты по низким процентным ставкам.

«В этом году государство выделило 20 миллионов лари на развитие сельского хозяйства. Но как именно будет распределяться сумма, пока неясно. Я не знаю, почему этот человек не оформил агрокредит, видимо он не знал об этом. Фермеры могут объединиться и создать кооператив, государство им поможет», – сказал Рамаз Гоголадзе.

gyux Dadesh

Государство проводит разные программы по развитию сельского хозяйства, однако, как видно, не все люди, которым данная помощь реально необходима, пользуются этими программами.

Агуник Айвазян