За последние месяцы грузинский лари уверенно укрепляется и становится дороже по отношению к иностранной валюте. Что привело укреплению лари, надолго ли это, может ли укрепление лари влиять на экспорт и импорт, об этом и о многом другом Jnews побеседовал со старшим сотрудником исследовательского института ISET Давидом Кешелава.

– Что привело укреплению лари и надолго ли?

– В первую очередь, нужно сказать, что основной вызов в укреплении курса лари – это приезд Россиян и Белорусов, в результате чего увеличились переводы, на уровне рекордного роста, и основной поддержкой для этого является Россия. Потому что это не только та сумма, которую отправляют эмигранты, выехавшие из Грузии, но и те средства, которые Россияне привозят в Грузию на свои расходы. И, соответственно, в страну поступает много иностранной волюты.
Туризм тоже быстрыми темпами восстанавливается, и здесь та же ситуация. Туристы, въехавшие в страну, не новые, большинство из них эмигранты из России и Белоруси. Однако когда смотрим, видим, что кроме этих государств высокий темп выезда в Грузию наблюдается также и из других стран.

Переводы туристов почти сравнялись с уровнем до пандемии. Это второй фактор. Третий фактор – это монетарная политика, при высокой инфляции мы имеем достаточно хорошую монетарную политику и она сильно влияет на изменение курса валют.

– Влияет ли на это военная ситуация?

– Конечно, добавляется и ситуация, создавшаяся после войны. За это время нарушилась цеп суммарных переводов и у Грузии появилась возможность транзита и логистики. Если посмотреть, например, железная дорога и грузинские порты работают достаточно загружено, и это тоже способствует увеличению поступлений иностранной волюты. Конечно, это не основной фактор, есть и другие, однако все равно главный фактор – это эмигранты из России и Украины, которые расходуют много денег.

– Влияет ли укрепление лари на экспорт и импорт?

– Экспорт развивается быстрыми темпами, однако параллельно увеличивается количество импорта. В зависимости от месяца имеем разную действительность. Например, есть месяцы, когда импорт развивался быстрее, чем экспорт, и есть такие месяцы, когда экспорт развивался быстрее. Можем сказать, данный фактор не может быть главным, но когда говорим о будущем, здесь может быть решающей разница экспорта и импорта. Если в дальнейшем ухудшится торговый баланс, то это будет давить на лари. Мы уже долгое время зависим от российской экономики, и это зависит от ситуации там, насколько быстро будет развиваться экспорт.

– Можно ли делать прогнозы на счет курса волют?

– Очень трудно прогнозировать, однако когда сейчас общий хаос во всем мире, ситуация непрогнозируемая, в том числе и из-за войны, энергокризиса, из-за высокой инфляции и из за нарушения цепочки денежных переводов, а также из-за рисков пандемии.