Грузия ожидает заключения Еврокомиссии по заявке на членство в ЕС. Даже при положительном заключении и получении статуса кандидата, это будет означать лишь начало процесса вступления в ЕС, который может продлиться ещё много лет.

В мае этого года премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили передал вторую часть заполненного опросника на вступление в ЕС послу Евросоюза в Грузии Карлу Харцелю. Опросники, которые содержат около 2400 вопросов, являются обязательной частью процедуры не вступления в Евросоюз, а получения статуса-страны кандидата. Следующим шагом для Грузии станет заключение Еврокомиссии по заявке.

“Надежда есть на то, что Грузия получит статус кандидата в члены в Евросоюз. Вот это реально, но что касается того, сколько времени потребуется для того, чтобы стать членом Евросоюза – это уже вопрос отдельного рассмотрения. Я думаю, что в ближайшее время Евросоюз примет положительное решение, и Украина, Молдова и Грузия обязательно получат статус кандидата в члены Евросоюза”, – уверен эксперт фонда Рондели Владимир Папава.

Грузия, Украина и Молдова – участницы программы «Восточное партнерство», которые стремятся стать полноправными членами Евросоюза. Три постсоветских страны подписали соглашения об ассоциации с ЕС, пользуются зонами свободной торговли и безвизовым режимом. В мае 2021 года было объявлено о создании формата «ассоциированного трио», который подразумевает более тесную координацию Тбилиси, Киева и Кишинева, направленную на усиленное сотрудничество с ЕС.

Первый опросник, предлагаемый странам-претендентам, состоит из политической и экономической частей, с ударением на независимость судебной системы, борьбу с коррупцией и соблюдение прав человека. Вторая часть посвящена праву ЕС, называемому acquis. Его цель – выяснить, какие правовые нормы и правила действуют в стране, и насколько внедрено в ней европейское законодательство. Это те главы, по которым впоследствии должны вестись переговоры о вступлении в ЕС, например, свобода движения товаров, система налогообложения или окружающая среда и изменение климата.

По мнению политолога Центра стратегического анализа Грузии (GSAC) Гелы Васадзе, вероятности войти сразу же в Евросоюз нет даже в случае Украины. По его мнению, проблема не в Евросоюзе, проблема в Грузии.

“Для того, чтобы быть в Евросоюзе, необходимо, чтобы у тебя были прочные демократические институты. Необходимо соответствовать целому ряду критериев. Необходимо, чтобы были институты, которые противодействуют коррупции, и так далее. Понятно, что надо быть современной цивилизованной страной. Мы пока таковой не являемся и никогда не являлись. Напоминаю, Турция уже 20 лет как кандидат в члены Евросоюза”, – говорит он.

Эксперты ожидают, что на фоне событий вокруг Украины Евросоюз не будет затягивать подготовку заключения по опросникам.

“Грузия и Молдова, грубо говоря, сказали, что “Да, мы боимся России”. Конечно же, поэтому у нас, у Грузии, такая двусмысленная позиция, но мы по прежнему идем в Европу. В принципе курс наш на Евросоюз нам дает то, что, как минимум, Европа нам говорит, что делать, чтобы стать нормальной страной. На самом деле, мы очень многого не знаем. Потому что есть законодательная база, есть очень много нюансов, которые просто без координации с ЕС не решаются. Нам, конечно же, светит вступить в Евросоюз. Но хотелось бы пораньше и хотелось бы дожить”, – говорит Гела Васадзе.

Свое заключение ЕС опубликует после того, как его утвердит коллегия еврокомиссаров. Вероятны два варианта: рекомендовать предоставление статуса кандидата или дать ряд рекомендаций стране-претенденту, если в Брюсселе решат, что страна не готова. У Еврокомиссии нет четких сроков, в течение которых она обязана подготовить заключение.

Однако положительное заключение Еврокомиссии еще не означает предоставление статуса кандидата на вступление — дальше вопрос передается на рассмотрение государств-членов ЕС, которые принимают окончательное решение. Для этого необходим их консенсус на всех этапах.

“Скорее всего нам скажут, что нам нужно поправить, даже для того, чтобы стать кандидатом. Нам сделают рекомендации начиная от независимости суда до уровня местного самоуправления, прав этнических меньшинств, прав меньшинств вообще и далее. Мы “постсовок” – это обидное слово, но я его буду всегда употреблять. Балтийские страны не “постсовок”. У Украины есть возможность после войны не быть постсовком.  Чтобы Грузия была в составе Евросоюза, согласны не все страны. Потому что у Грузии нет соответствующих стандартов. Кто будет против, чтобы Грузия была кандидатом, тут много вариантов. Здесь решают не только страны, но Шарль Мишель”, – говорит эксперт GSAC и тут же отмечает – после получения статуса кандидата, главная работа по вступлению в ЕС только начинается, и даже при очень быстрых темпах займет много лет…