Jnews поговорил c политологом-экономистом GSAC (Грузинский центр стратегического анализа) Валерием Чечелашвили о гибридной войне, источниках информации и методах борьбы с пропагандой в Грузии.

Как на Грузии отражается гибридная война – пропаганда? Как в стране борются с пропагандой?

– У нас свободное информационное пространство в стране. То есть у нас любой человек, при желании, может воспользоваться любыми источниками информации, откуда бы то ни было. Я считаю, что в этом наша сила и это означает, во-первых, что мы не боимся этой дезинформации. Это не означает, что не надо знать, что это такое, надо с другой стороны отделять зерна от плевел, правду от неправды.

Насколько в Грузии  достаточно информации, чтобы показать ситуацию такой, какая она есть, например, касательно того, что происходит в Украине? Насколько информация проверяется?

– Из этого информационного поля сегодня в результате той агрессивной войны, которую развязала Россия против Украины, серая зона исчезает, и оно становится более полярным, это информационное поле становится или белым, или черным. Поэтому сейчас для человека, который хочет разобраться, гораздо легче это сделать, чем это было несколько лет, даже месяцев назад. Потому что сегодня же не происходит военных действий на территории Краснодарского края, Брянской, Белгородской или Московской области. Эти военные действия происходят на территории Украины, объявив об этом предварительно, Россия ввела свои войска и проводит, как она сама называет, кстати, это один из инструментов гибридной войны, она это войной не называет, а называет специальной военной операцией. Что не выдерживает никакой критики, потому что русские солдаты тысячами погибают на территории Украины. Кроме того, есть много источников, есть русские источники, есть украинские источники, есть европейские, американские источники и т.д. Мне самому приходится чуть ли не каждый день выступать с комментариями. При желании легко можно разобраться в том, что происходит. Конечно, я понимаю, что у некоторых людей есть определенные эмоциональные коннотации по отношению к России, или определенные источники благополучия, связанные с Россией, но надо понимать, что в современном мире и при той политике, которую проводят в России, эти источники благополучия не могут быть стабильными, и они очень ненадежные. С этой точки зрения, я считаю, что лучше разобраться в том, что называется правдой, и что на самом деле называется неправдой. Это будет хорошо для каждого человека в отдельности.

Исходя из того, что практически все новостные каналы России вещают государственную пропаганду, пытается ли Грузия огородить своё население от этой пропаганды? 

– Конечно, некоторые российские пропагандистские каналы доходят до совершенно невообразимых вещей,  и кстати, некоторые вещи направлены непосредственно на нашу сторону тоже. Например, бесконечные обвинения Грузии в том, что в каких-то спонсируемых биолабораториях мы производим биологическое оружие и т.д. И угрозы ракетами обстрелять эти лаборатории и так далее. И в некоторых случаях, наверно, есть смысл запрещать такие каналы. Кстати, я наблюдаю очень интересную тенденцию, что кабельные сети начинают замещать российские определенные телевизионные каналы украинскими, несмотря на то, что украинским языком население владеет гораздо хуже, чем русским. Но, тем не менее, это происходит без воздействия государства. Самое главное, я считаю, в данном случае это настолько понятно все, настолько выпукло, что, я думаю, этому надо противопоставить нормальную, объективную информацию. В принципе, большинство людей , я уверен, что во всяком случае в условиях свободной конкуренции информационных источников, сделают правильный выбор.

Валерий Чечелашвили – эксперт политолог GSAC.  Дипломат с октября 1989 года. Он занимал различные должности в Министерстве иностранных дел Грузии от второго секретаря до заместителя министра иностранных дел (1998–2000). Был министром финансов в 2005 году и первым заместителем министра иностранных дел (2005-2007). Был послом в Украине (1994-1998), послом в Российской Федерации (2004-2005), генеральным секретарем Черноморского экономического сотрудничества. И генеральный секретарь Организации за демократию и экономическое развитие – ГУАМ (2007 – 2016 гг.). Старший научный сотрудник Грузинского фонда стратегических и международных исследований с 2016 года.