После широкомасштабной, 44 дневной войны за Нагорный Карабах в 2020 году, периодические обострения, перестрелки и жертвы на линии соприкосновения напоминают о незавершённой войне. Азербайджан “выжимает максимум”, Армения сопротивляется давлению, а Россия “играет в шахматы” Арменией и Азербайджаном.

Линия “тлеющей войны”

После подписанного трехстороннего заявления о полном прекращении огня и всех военных действии в Нагорном Карабахе в ночь с 9 на 10 ноября 2020 года начались политические процессы между Арменией, Азербайджаном и Россией.

Хронология послевоенного процесса начинается не со статуса Нагорного Карабаха, а с военных действий на границе Армении. Так например 12-13 мая 2021 года Армения заявила, что ВС Азербайджана попытались продвинуться на государственной границе в районах Вардениса (Гегаргуникская область) и Сисиана (Сюникская область).

Политолог, директор Института Кавказа Александр Искандарян объясняет где конкретно были столкновения на линии соприкосновения.Iskandaryan

“Они находятся на границе Армении и Азербайджана – это в основном Сюник, Гегаркуник и Тавуш. Они (армия Азербайджана) находятся также и со стороны Нахичевана, но там такого рода напряжения нет.  В основном эксцессы происходят в Сюнике и в Гегаркунике. То есть – это так называемая новая граница, та граница, которая появилась после Карабахской войны.  Там находятся войска и время от времени возникают перестрелки, время от времени они заходят на армянскую территорию. Время от времени гибнут люди и тд”, – объясняет Александр Искандарян.

В свою очередь Азербайджан заявил, что на границе с Арменией идет процесс размещения пограничных сил Азербайджана согласно ранее  подписанному 10 ноября трехстороннему соглашению.

По мнению азербайджанского журналиста, политического образователя Шахина Рзаева, проблемы вытекают из-за  не делимитированных и демаркированных границ между Арменией и Азербайджаном.

shahin_rzaev“Пока граница точно не делимитирована, азербайджанская сторона утверждает, что это спорные какие-то высоты. Вот давайте создадим комиссию и точно будем знать тогда.  Это должны сделать все таки специальные представители правительства,  при посредничестве российских или иностранных посредников, на месте создать комиссию по делимитации и на месте это определить. Скорее всего да, я согласен с некоторыми армянскими коллегами, что в какой-то момент, какие-то участки бывшей территории Армянской Советской Социалистической республики сейчас контролируются азербайджанскими войсками. Но возможно и наоборот”,  – говорит Шахин Рзаев.

Эксперт из России, глава Евразийского аналитического клуба  Никита Мендкович считает, что важно разделить две совершенно разные темы касательно статуса России в Карабахе. Он распространяется только на Карабах и о по деревням. То есть миротворческие функции касаются только того, что происходит в Карабахе. Ситуация на границе попадает под совершенно другие соглашения.Mendkovich

“Россия еще до Карабахского процесса призывала и Армению и Азербайджан к подписанию соглашения о демаркации границы. В том числе как раз в районе где вспыхивали боевые действия. Здесь я напомню, что после распада СССР у нас есть масса спорных зон. К сожалению нормативных документов постсоветских, которые окончательно регулировали бы этот вопрос – нет. (…) Что касается военной помощи России, если будет иметь место действительно масштабный вооруженный конфликт, помощь будет оказана, но в данном случаете речь идет о ситуации на  участке границы, статус которого не урегулирован сторонами еще с пост советских времен. Здесь нужна ни сколько военно-техническая поддержка, сколько арбитраж”, – говорит  Никита Мендкович.

«Зангезурский коридор»

Название “Зангезурский коридор” часто используется после войны в Нагорном Карабахе. 20 апреля президент Азербайджана заявил о создании Зангезурского коридора независимо от желания Еревана.  Так как этот коридор соответствует “национальным, историческим и будущим” интересам Азербайджана. Официальный Ереван заявил, что  слова президента Азербайджана Ильхама Алиева о создании Зангезурского коридора нацелены на срыв договоренностей по разблокировке региональных коммуникаций...

Политолог Александр Искандарян говорит, что в Армении и в Азербайджане используется разная терминология, однако различны и подходы к этому вопросу.

“Имеется ввиду железная или автомобильная, по-разному говорят,  которая будет проходить по югу Армении в районе города Мегри, там всего примерно 40 км, которая будет соединять основную территорию Азербайджана не с Нахичеванской автономной территорией, а через неё с Турцией. Азербайджанцы хотят, чтобы безопасность на этой дороге обеспечивали не армяне. В начале были разговоры даже о турецком участии, а сейчас в основном о том, что безопасность на этой дороге будут обеспечивать русские, вооруженные люди. То есть дорога не вполне  будет находится под управлением армянской стороны. Это то, что они требуют, потому что они победили в войне. Ресурсов для сопротивления у Армении на сегодняшний день – мало”, – говорит он.

В отличие от Армении, к  “неподконтрольной” для неё дороге в  Азербайджане другой подход.

“Азербайджан не утверждает, что это должно быть под контролем Азербайджана. Это должен быть экстерриториальный коридор, где допустим поезд выехал из Азербайджана и его запломбировали и он приехал в Нахичевань, без прохождения через армянскую таможню и прохождения пограничной службы, но армянская сторона вместе с российской обеспечивает безопасность. Точно также, симметрично в Лачинском коридоре. Лачинский коридор не находится под контролем Армении”, – говорит Шахин Рзаев, журналист-политический обозреватель из Азербайджана.

Давление со стороны Азербайджана

 Азербайджан освободил 15 армянских пленных, после того, как Армения предоставила карты с расположением 97 тыс. противотанковых и противопехотных мин в Агдамском районе…

Минобороны Азербайджана сообщило об обстреле позиций своих вооруженных сил с территории Армении на нахичеванском направлении. Ранее, 30 июля, об обстреле своих позиций рассказали представители армянских вооруженных сил…

Бои между Азербайджаном и Арменией вспыхнули на границе Сюникской области Армении и Кельбаджарского района Азербайджана 16 ноября. В Минобороны Азербайджана заявили, что армянские военные атаковали азербайджанские посты. В Ереване указали, что «очередную провокацию» в направлении восточной границы страны начал Азербайджан…

Политолог, директор Института Кавказа Александр Искандарян считает, что  в следствие войны в Армении начался кризис, которым старается пользоваться Азербайджан.

“Азербайджан пытается так сказать, вырвать все результаты военной победы и это происходит в виде различного типа давления на Армению. Давление по нескольким направлениям. Давление дискурсивное, то есть бесконечные заявления азербайджанского руководства, включая президента о том, что Карабахский вопрос решен,  и тд. Давление дипломатическое, которое делается не напрямую, так как у нас нет дипломатических отношении, но через третьи страны – Россию в основном. И давление, то что называется on the ground- на земле непосредственно, то есть постоянных акциях, которые происходят на границе», – говорит он.

С мнением, что Азербайджан “выжимает максимум” из ситуации согласны и в Азербайджане.

“Я думаю, есть в этом большая доля правды, пока не подписан мирный договор. Я думаю, на самом деле Азербайджан может использовать преимущество, которое получил в прошлогодней войне, чтобы выбить из Армении еще больше каких-то уступок. Повторюсь, экстерриториальный Зангезурский коридор, и, чтобы армянские призывники, которые проходят службу на территории бывшей Нагорного Карабахской автономной области ушли оттуда, чтобы там остались местные армянские полицейские формирования.  Азербайджан утверждает, что это прописано в тексте соглашения в пункте 4. Правда очень так двусмысленно все прописано, каждая страна трактует все по своему”,  – объясняет Шахин Рзаев.

Granica 2

Делимитация и демаркация

26 ноября 2021 года в Сочи начались трехсторонние переговоры президента России Владимира Путина, президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Одна из главных тем, которые были обсуждены  — создание комиссий по делимитации и демаркации границы…

Россия хочет трансформировать этот конфликт, чтобы создалась какая-то комиссия и начали работать над процессом делимитации. Называть то, что сейчас происходит делимитацией, демаркацией, очень не грамотно. Делимитация – это очень сложный процесс. На Южном Кавказе ни одной делимитированной границы, кроме границ бывшего СССР нет, утверждает  политолог из Армении Александр Искандарян.

Однако делимитация усложнена тем, что нет конкретных карт, которыми могли бы руководствоваться стороны.

“Провести эту делимитацию за месяц не возможно и несерьезно, но начать процесс, попытаться начать, чтобы споры шли при помощи, с участием специалистов, за столом переговоров, с картами в руках, а не путем стрельбы на границе – это задумка России. С какими картами, хороший вопрос. Не существуют таких карт. Именно по этому это долгий процесс. Дело в том, что эти административные границы были очень не четкие. На обычных картах очень много объектов просто не было, гор, рек. В советское время специально их не помещали.   Во-вторых это менялось много раз за время существования Советского Союза. Какой период брать за основу? (…) С этим со всем надо разбираться, каждый метр, каждый километр, каждая высотка, ручеек, холмик…”, – говорит Александр Искандарян.

В Азербайджане считают, что делимитация и демаркация должна быть проведена по картам или 20-ого года прошлого века, или 70 года.

“Пока вот точной границы нет. Я не знаю, как они будут определять по картам 20-ого года или 70-ого года. И почему 20-ого или 70-ого года? Но вот они договорились вести работу в направлении – это очень такая туманная формулировка, которая была в Сочи”, – говорит Шахин Рзаев.

По мнению эксперта из России Никиты Мендковича – это  стандартная проблема и гражданского и международного права по разделению территории и этот вопрос можно решить с участием полномочных представителей сторон при участии арбитров, в данном случае России.

“Каждая сторона предлагает свои варианты использования, спорные участки и  договаривается об их судьбе, исходя из лучших интересов собственных народов.

Подчеркиваю, что я считаю, что подобный диалог вполне возможен, потому что когда в Карабахе шли боевые действия при фактическом участии и армянского и азербайджанского народов, лидеры двух стран смогли многократно встретиться в Москве, хотя бы сидеть за одним столом и вести диалог. Я думаю, что здесь ситуация на порядок менее острая, и возможности для переговоров далеко не исчерпаны. Я считаю, что  в данном вопросе Ереван должен проявить повышенную активность. Это совершенно очевидная логика, настаивая на урегулировании вопроса в Московском формате с участием арбитра России, Ереван имеет определенное тактическое преимущество, потому что Москва действительно является ее союзником по ДАС и ОДКБ”, – говорит глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович.

Granica

Политика России – Армения или Азербайджан?

17 ноября 2021 года Армения и Азербайджан прекратили боевые действия после переговоров министра обороны России Сергея Шойгу с главами оборонных ведомств Суреном Папикяном и Закиром Гасановым…

По словам Александра Искандаряна у Армении с Россией есть договор о вступлении в ОДКБ, после второй Карабахской войны есть так-же трехсторонее заявление,  по которому безопасность Карабаха обеспечивают русские миротворцы.

” А это не Карабах – это республика Армении.  Интересы России в Армении в чем-то  совпадают, в чем-то нет. Конечно России нужно, чтобы эта граница была более или менее спокойна, более или менее без риска, чтобы каждый раз когда угнали стадо коров, сама этим не занималась, головная боль. Заниматься всем этим России конечно не хочется. В этом интересы с Арменией совпадают. А вот где будет проходить эта граница русским все равно. Кто будет контролировать какой-нибудь Сев лич (Черное озеро арм. ред. ) , или какой нибудь Шурнух (село в Сюникской области ред.), дорогу Шурнуха или какой-нибудь еще кусочек дороги, или какой-то квадратный километр, – это русским все равно. Кто охраняет тот же самый “Сев лич” карабахцы или РА или Азербайджан какая разница?! Главное, чтобы где-нибудь эта граница проходила. А у армян не такие приоритеты. В случае Армении – это чрезвычайно важно, имеет экономическое значение, с точки зрения безопасности и тд. Возникают проблемы, так как Россия за каждый метр впрягаться не готова”, – говорит Александр Искандарян, политолог, директор Института Кавказа.

У регионального “арбитра” – России, по мнению Шахина Рзаева, сейчас период заигрывания с Азербайджаном.

“Россия сейчас старается быть главным игроком в регионе. Она и так купила Армению, все газовые линии принадлежат России, транспортные узлы принадлежат России,  транспортные компании, очень много российского влияния в Армении. А в Азербайджане им необходимо укрепиться. В Азербайджане нет Российских войск, была последняя радиостанция в Габале, ее попросили уйти. Сейчас вот именно посредством этих миротворческих сил Россия хочет закрепиться в Азербайджане.  Пытается вовлечь Азербайджан в эти путинские проекты, типа Евразийское экономическое сообщество или Таможенный союз и в дальнейшем, они может мечтают о вступлении в ОДКБ, хотя  из-за Турции это будет невозможно. Но именно пытаются вовлечь Азербайджан в сферу своего полного, большого влияния”, – говорит Шахин Рзаев, журналист-политический обозреватель в Азербайджане.

Россия целиком опирается на двух или трех сторонних соглашениях по НК. Но выступает в качестве миротворца, уверен Никита Мендкович. В настоящий момент Россия отвечает за стабилизацию ситуации и охрану коммуникаций в регионе.

“До сих пор Россия оказывала максимальную поддержку Армении в вопросах ее целостности в рамках признанных границ, повторюсь последние конфликты на спорных участках границы были остановлены при вмешательстве Министерства обороны России, просто на тот момент туда не отправлялась ни бомбардировочная авиация, ни десант, дело ограничилось заявлением со стороны Министерства обороны и прямыми звонками руководству двух стран. Но позиция Баку понятна, Баку действительно надеется, что Армения действительно будет тянуться к западу, окончательно подорвёт свои отношения с Россией, и таким образом действительно лишится поддержки не в фантазиях наиболее радикальных националистов Армении, а реально. Баку естественно стремится к подобному развитию событии, что согласитесь логично”, – говорит он.

Пока Азербайджан не достиг своих целей, а Армения еле оказывает сопротивление, Россия меняет королей местами, на своей шахматной доске,  в регионе слишком оптимистично ожидать спокойствия и мира.

Предыстория конфликта: этнополитический конфликт в Закавказье между азербайджанцами и армянами вокруг Нагорного Карабаха. Межнациональный конфликт, в годы перестройки, на фоне резкого подъёма национальных движений в Армении и Азербайджане обострился в 2020 году однако все еще время от времени на линии соприкосновения наблюдается эскалация, которая уносит многочисленные жизни.