О политической ситуации в Грузии, о прошедших выборах и ошибках, о факторе Саакашвили и о многих других подробностях политического кризиса в Грузии Jnews побеседовал с экспертом Грузинского центра Стратегических и Международных Исследований (GFSIS) Алексом Петриашвили.

– Чем сейчас занимается оппозиция и почему?

– Я как понимаю, у оппозиции на данном этапе период осмысления. Оценка ситуации и разработка новой стратегии действий. Сейчас они должны определиться с краткосрочными и долгосрочными планами. Прийти или не прийти к всеобщему соглашению между собой, оппозицией. И действовать или индивидуально, или выступать одним голосом. Так что, на данном этапе, естественно, вопрос стоит очень остро с ситуацией с Михеилом Саакашвили, с его здоровьем. Так что оппозиция должна разработать и принять свою стратегию и план действий и в отношении Саакашвили, и в отношении “Грузинской мечты”. Самое главное, чего не хватает всем, это отношения с избирателем и отношение к избирателям. Я часто встречаюсь с избирателями в нашей стране, в различных регионах. И везде существует такая вроде бы определенная обида на политиков в общем, до выборов несколько недель общаются, а после выборов с ними не общаются и забывают об обещаниях. Так что, самое главное, что сейчас должны делать политики – больше говорить и на понятном языке с нашими гражданами.

– В чем была ошибка оппозиции, почему она проигрывает выборы? 

– Я считаю, что было несколько моментов. Я лично поддерживал идею коалиции, но эта идея была запоздалой. Если бы они эту идею внедрили не во время второго, а во время первого тура, может быть, это бы произвело более позитивное впечатление, это раз. Во-вторых, у оппозиции не хватало достаточно, очень конкретных идей и инициатив, которые они должны были предложить своим избирателям. Коалиция может  выглядеть очень симпатично и позитивно, но  идеи должны были исходить от политических сил, на что жаловались большинство граждан, что единственным девизом оппозиции было, что это референдум, это решающий день, судный день, и вот мы идем на референдум, а это, по моему опыту, никогда не хватает для победы. Избирателям, гражданам всегда нужны конкретные планы, конкретные инициативы, действия, касающиеся их самих. А не обобщающие какие-то планы на лучший завтрашний день.

– На что рассчитывал Михеил Саакашвили, когда перед выборами возвращался в страну, учитывая настрой властей?

– Я бы не сказал, что он пытал иллюзию, что по приезде в Грузию его не арестуют. Он это прекрасно понимал, но в определенной степени у него была надежда на то, что он внесет перелом в решении оппозиционно настроенного избирателя и избирателя, у которого не было политических предпочтений до выборов, они не знали кого поддерживать. И что его появление принесло бы голоса в сторону оппозиции. И случилось то, что правящая партия смогла лучше консолидировать свой электорат используя фактор Саакашвили, что не смогла бы сделать без него, будем откровенны.

– Не чувствуется активной поддержи Саакашвили со стороны всей оппозиции, почему?

– Масштабные акции совмещались с каждодневными акциями, его поддерживали в тот период, когда Саакашвили объявил голодовку, и поддерживали его у стен тюрьмы, организовывали акции. Реально должны все понять, нужен креативный подход, во-первых, и нужно хорошо понять, что это не краткосрочный процесс и это не блицкриг, когда возможно, что соберется 100-200-300 тыс. человек на улице, и это ускорит вызволение Саакашвили из тюрьмы. Не надо питаться иллюзиями и надо смотреть правде в глаза, и исходя из этого потом решать, что делать дальше.

– Властям невыгодно не выпускать Саакашвили и невыгодно держать его в тюрьме. Все же, какой исход может быть?

– Сложно сказать на данный момент. Я бы не сказал, что правящая партия чувствует какой-то дискомфорт от того, что Саакашвили сейчас находится в госпитале в Гори. Я думаю, что реально оппозиционные партии должны больше координировать свои действия, более реально подходить к событиями, к будущим планам. Пока конкретного решения я не вижу.Petriashvili Aleks

С 1995 года по 1998 год Петриашвили был государственным советником президента Грузии в Службе анализа внешней политики и безопасности. С 1998 года он занимал различные должности в Министерстве иностранных дел Грузии. Был старшим советником Посольства Грузии в Австрии, Постоянного представительства Грузии при ОБСЕ и международных организациях в Вене. Был старшим советником посольства Грузии в Соединенных Штатах Америки, Мексике и Канаде, Чрезвычайным и Полномочным Послом Грузии в Туркменистане и Исламской Республике Афганистан. В октябре 2012 года он стал депутатом парламента Грузии. В 2012-2014 годах он занимал пост государственного министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Грузии. Политический опыт посла Петриашвили в основном связан с политической партией «Свободные демократы», где он занимал пост политического секретаря в 2010-2012 годах и генерального секретаря в 2014-2016 годах.