Откуда берут информацию жители Ахалкалакского муниципалитета и каким медиа доверяют, исследование было проведено в рамках проекта “The importance of news in Samtskhe-Javakheti” (Важность информации в Самцхе-Джавахети) неправительственной организации PIN (People in need).

За последние 10 лет в сфере передачи информации многое поменялось, постепенно в жизни жителей Ахалкалакского муниципалитета прочно укрепился интернет, который привнес связь с родными, игры, социальные сети. Многие традиционные медиа перешли на интернет-форматы. Вместе с тем появилась угроза дезинформации и распространения пропаганды. В опросе в 4 селах Ахалкалакского муниципалитета участвовали 30 человек. Еще 7 человек отказались отвечать на вопросы под запись диктофона. 15 отказались отвечать на вопросы вообще. Большая часть опрошенных студенты и ученики.

Опрос проводился в 4 близлежащих селах: Хулгумо, Картиакам, Куликам, Бавра также в самом городе Ахалкалаки. На вопросы молодых волонтеров по программе “Важность информации в Самцхе-Джавахети”  отвечали 20 женщин и 10 мужчин в возрасте 17-66 лет.

Согласно опросу, респонденты в основном информацию получают из социальных сетей – 30 человек. 27 из них информацию получают из социальных сетей Информационного центра Джавахети – Jnews.ge.  2 человека также информацию получают из армянских телеканалов. 1 из опрошенных информацию получает из газет.

“Для получения информации пользуюсь разными источниками, когда есть газеты – оттуда, а сейчас немного из интернета, чаще от других людей  и еще немного из ТВ. Дезинформация это не правильно сформулированная информация, чтобы повлиять на политическую точку зрения, на  мышление людей. Я никогда не был жертвой дезинформации, потому что перепроверяю новость несколько раз. Так как считаю, что нельзя распространять информацию, если не уверен. Я не доверчивый человек по натуре, хотя среди моих знакомых многие попадали под влияние дезинформации”,- говорит один из респондентов Еприкян Лео.

Все опрашиваемые уверены, что проверяют информацию. Из них 27 человек уверены, что знают, что такое дезинформация и 3 не знают. 28 человек из опрошенных считают, что попадали под воздействие дезинформации, 2 – нет. Популярностью пользуются социальные сети, в частности Facebook, а среди молодежи Instagram.

“В основном пользуюсь социальными сетями, новости узнаю из Facebook, Instagram и других разных сайтов. Не всегда проверяю, но бывает, что проверяю. Что касается дезинформации, это та-же информация, которому люди  еще кое-что добавляют и  как им удобно распространяют. Бывало, что я сам попадался на это”,- говорит один респондент.

Многие жители Ахалкалаки, особенно старшего поколения, все еще не пользуются сенсорными телефонами, поэтому информацию получают по телевизору.

“Так как ничего не понимаю в телефонах, а на телевизор у меня времени нет, все узнаю от мужа или соседки. Если честно не знаю что такое дезинформация”,- говорит другой респондент.

Многие, кто интересуется информацией касательно всего, что происходит в Джавахети, пользуются порталом Информационного центра Джавахети – Jnews.ge.

“В основном слежу за тем, что пишет Jnews, так как мне интересно, что происходит в Джавахети. Об остальном узнаю или в интернете или из тв. Насколько знаю дезинформация – это лживая информация”,- говорит Маринка, 28 лет.

28 человек из 30 интересуются местной информацией поэтому читают местное СМИ. Среди других медиа в основном респонденты предпочитают армянские каналы.

“В основном из телевидения, по телефону читаю. Ту же самую информацию смотрю и на армянском и на русском канале, проверяю кто врет, хотя мы маленькие люди, нам то что”,- говорит один из респондентов.

Интегрированность и незнание государственного языка все еще является проблемой для жителей Джавахети. Поэтому доступная информация облегчает процесс включения армян региона в грузинское общество.

Материал опубликован в рамках проекта ” The importance of news in Samtskhe-Javakheti”, которую осуществляет Чешская некоммерческая организация People in Need в Грузии. Проект финансируется МИД Чехии в рамках программы TRANSITION и при финансовой поддержке USAID. Автор исследования активист Молодежной инициативы Линда Топалян.