Международный проект – железная дорога Баку-Тбилиси-Карс сдана в эксплуатацию уже 4 года, но обещанного экономического подъёма и активности в Ахалкалаки, в одном из основных звеньев проекта, не чувствуется. Что дала железная дорога местным жителям, чего они ожидают и чего им стоит ожидать. Почему Ахалкалаки является важным звеном и какова ситуация там сегодня…

Затянувшийся тестовый режим работы БТК

Ахалкалакская часть железной дороги Баку-Тбилиси-Карс пока строится. Не завершено строительство коммуникационных систем, электроснабжения, инфраструктурных объектов и многое другое.

Железнодорожная магистраль Баку-Тбилиси-Карс (БТК) была торжественно открыта 30 октября 2017 года. Прошло четыре года, но пока дорога работает в тестовом режиме и убыточно.

“Сегодня железная дорога работает в тестовом режиме, этим все обусловлено, но постепенно вводятся объекты сопутствующие по функционированию, я имею ввиду станцию смены колес. Но вопрос в том, что БТК пока не анонсирует, когда завершатся работы, так нельзя, чтобы железная дорога в течение пяти лет работала в тестовом режиме. Этот вопрос должен решится, мы должны быть четко информированы, когда закончится стройка на железной дороге”, – говорит директор Центра исследования транспортного коридора Грузии Паата Цагареишвили.

Транспортные перевозки по железной дороге пока осуществляются на 15% от общего потенциала. По словам эксперта, постепенно грузопотоки БТК увеличиваются.

“Пропускная способность в год от 300 до 350 тысяч тн. Если считать, что пропускается 2 млн тн в год, то это где-то 15%. Но если сопоставить, в 2016-2018 году это было 4%. Перспектива есть, медленно наращиваем грузопоток, но сказать, что пропускная способность используется до 60 -70 %, пока нет. Если будет 50-60%, уже можно будет сказать, что экономически проект оправдал. Пока этот проект работает убыточно. В ближайшие 7-10 лет это железная дорога должна полноценно задействовать. Если не будет политического воздействия на этот проект, экспансия России или более разрушительные геополитические процессы, я думаю через 10 лет он должен достичь максимума перевозок”, – говорит Паата Цагареишвили.

vagon Грузовой поезд на станции “Ахалкалаки”. 29-ое сентября 2021 года

Самвел Оганесян один из немногих местных, кто работает на БТК. Самвел крановщик в компании GR Logistics & Terminals, которая на железной дороге Баку-Тбилиси-Карс, как впрочем и по всей Грузии занимается грузоперевозками. Самвел работает на БТК уже 3 года. По его словам минимум 3 года нужно, чтобы строительство закончилось.

“Очень многое ещё надо построить, и в самой станции, и разные здания, гостиницы, административные здании. Я думаю минимум три года нужно, чтобы закончить”.

По словам Самвела Оганесяна на грузоперевозках работают два крана.  Каждый день они перегружают контейнеры.  По его словам из России возят железо в сторону Турции, а из Турции контейнеры с разными товарами через БТК идут в Европу и Китай.

Ахалкалакская станция БТК важна тем, что здесь должна была осуществляться замена рельсов с узкой колеи европейского стандарта на широкую колею и наоборот. Но до сих пор смена рельсов не осуществляется. Через БТК проезжают контейнерные поезда и контейнеры перегружаются на другие тележки.

Ожидания в Джавахети

До строительства центральные власти, а седом и местные власти единогласно утверждали, что дорога будет иметь большое политическое и экономическое значение для Грузии в целом, и в особенности для Джавахети. Местная власть в Ахалкалаки надеялась, что местный бюджет получит дополнительные средства и они будут распределяться для развития инфраструктуры.

По словам председателя Сакребуло Ахалкалакского муниципалитета, в начале строительства обещали, создать в Джавахети свободную торговую зону.

“Они подразумевали, что когда товар приедет, они всё соберут в одном месте, создадут рынок, куда бы товар вошел без растаможки. Они думали, что весь Кавказ будет здесь покупать товар. И растаможку сделает уже покупатель. Это способствовало бы тому, что здесь была бы дешевизна. Грузия и в частности Джавахети получали бы большой доход. Но такие обороты и проценты, какие они обещали, этого нет, 0,1% обещанного нет пока”, – говорит Наири Ирицян.

gruz Первый контейнерный груз Ахалкалакская станция железной дороги Баку-Тбилиси-Карс встретила 2-го ноября 2017 года. Контейнеры с зерном прибыли из Казахстана.

Ахалкалакский бюджет в прошлом году получил 6 100 000 лари в качестве поступлений от налогов за использование территории железной дорого БТК и ГЭС-ами муниципалитета. Каждый год это поступление приблизительно составляет 6 млн. лари, однако сколько конкретно часть БТК, в финансовом отделе мэрии не могут сказать. Объясняя тем, что деньги получают из центра, как в общем имущественный налог.

Новые рабочие места, но не для местных

Кроме экономического развития проект в начале предусматривал открытие рабочих мест.

“Я помню, 8 человек тогда из министерства пришли к нам, говорили, что железная дорога ваше будущее, 80% работников должны быть из местных, договор был составлен с процентным соотношением. Мы организовали встречу с выпускными классами школ, чтобы они поехали учиться по профилю железной дороги”,- говорит председатель Сакребуло Ахалкалакского муниципалитета Наири Ирицян.

Около 2000 человек в 2008 году подали заявки, чтобы трудоустроиться в строительстве железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Многие хотели найти здесь работу, надеялись, что больше не будет необходимости ездить на заработки за границу – в хопан. Однако в процессе строительства из Джавахети были трудоустроены единицы. Из местных, то есть граждан Грузии, компании многих нанимали из Марнеули. На вопрос о том, почему не нанимают местных, из Джавахети в компании “Азеринсаатсервис”, которая была ответственна за строительство, в начале говорили, что они не умеют работать на их технике.

У молодежи Джавахети только в 2019 году появилась возможность образования по специальности железнодорожника в новооткрывшемся Железнодорожном, транспортном колледже Тбилиси. В июне 2019 года в Ахалкалаки состоялась презентация образовательной программы этого колледжа.

На данный момент в железнодорожном колледже в Тбилиси из Ахалкалакского муниципалитета учатся 5 человек, из Ниноцминдского муниципалитета студентов нет. Учеба в колледже длится 20 месяцев. Ахалкалакские молодые ребята учатся по программе “Строительство железнодорожных путей”.

“Двое поступили в этом году, а трое в этом году закончат. Мы их трудоустроим, они практику проходят на железной дороге и там могут работать”, –  сказали из администрации Железнодорожного колледжа Тбилиси.

jd2 Ахалкалакская станция железной дороги БТК 29-го сентября 2021 года

Проект строительства железной дороги БТК включал строительство железной дороги Карс-Ахалкалаки протяженностью 98 км, из которых 68 км – на территории Турции, 30 км – Грузии с Ахалкалаки до границы с Турцией, а также реконструкцию в Грузии 183-километрового участка Ахалкалаки-Тбилиси. Строительство грузинской части финансировалось Азербайджаном, выделившим Грузии два льготных кредита.

Земли местных, попавшие под рельсы

Для строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс разные компании совместно с государством от жителей сел муниципалитета через чьи территории проходила линия железной дороги закупали земли. Это села Дадеш, Бозали, Дадеш, Карцах, Сульда Ахалкалакского муниципалитета, села Мамзара, Кулалис Ниноцминдского муниципалитета. Закупка земли в селах массово началась в 2010 году но продолжается и сейчас.

Компенсацию получили те, у кого земля была в то время зарегистрирована в государственном реестре. Регистрация земельных участков в государственном реестре тогда была лишь у немногих. Люди суетились и начали быстро регистрировать свои земельные участки и имущество. Однако смогли не все, в селах земельный паспорт, без которого не возможно регистрировать земельный участок, был у немногих, они во время земельной реформы, в 90-ые по разным причинам не получили паспорт. Поэтому и начался конфликт населения со строительной компанией БТК. Сейчас процесс регистрации упрощён.

mmmmm — копия Жители сёл Сулда и Карцахи показывают свои земли, попавшие под рельсы железной дороги

Больше 30 семей из сел Сулда, Дадеш и Бозали Ахалкалакского муниципалитета так и не получили компенсацию и жалуются, что бессмысленно потеряли свои земли.

Один из последних, кто пожертвовал своим в пользу БТК, житель села Дадеш, Стамболцян Мясник. 2-3 месяца назад около 10 сот его картофельных полей попали под территорию, по которой провели какие-то провода для БТК.

“За 2 лари мы купили весной семенной картофель и посадили, пришли выкопали, и в этом месте под землей провели кабель. Наш участок был непосредственно рядом с железной дорогой. Всего участок в этом месте был 1 Га, испортили 10 сот. Ничего не дали и не собираются компенсировать”,- сказала Лена Стамболцян, жена Мясника.

Варсеник Тороян одна из тех, кто боролась за свое имущество в начале процесса, они с мужем почти 10 лет боролись за компенсацию, конфликтовали с компанией, однако не удалось получить.

По словам Варсеник Тороян соседи по земельному участку с обеих сторон получили компенсацию, а они нет. Она говорит, что компания аргументировала, что это государственная земля. Участок Варсеник Тороян 18 сот.

“Эту землю мой отец завещал мне, ни копейки мы не получили. Когда они приходили фотографировать землю, нас не позвали, мы об этом не знали, на тот момент не были там, и они написали, что это государственная земля, так и пошло. Пока мы узнали, пошли, уже написали как государственная, и мы ничего не смогли сделать. А 18 сот для сельчанина не маленькая земля. По нашим расчетам составила бы 5000-6000 лари”, – говорит Варсеник Тороян.

По её словам, они зря потратились на подготовку документов и на дорогу, пытаясь добиться справедливости.

Житель села Дадеш Арарат также не получил компенсацию за 20 сот. У него конфликт был из-за того, что его не устраивал размер компенсации.

“Железная дорога идет по моему участку, 20 сот попали под нее. В начале я не согласился с их ценой, они посчитали по цене пастбища, а у меня была пахотная земля. Мою землю посчитали на 12 000 лари, я не согласился тогда, и больше не предлагали, но землю отобрали”,- жалуется Арарат из села Дадеш.

Для посадки деревьев вокруг железной дороги вновь использовали земли сельчан этих сел.

По словам сельчан никто компенсацию за посадку деревьев не получил. Мартин Тороян работал при посадке деревьев, односельчане приходили и жаловались им.
“А мы что, простые работники, что могли делать, просто приходили, никого из руководства не находили, жаловались нам. Никому они не заплатили компенсацию за земли, где посадили деревья”,- говорит Мартин Тороян.

Выдача компенсации населения началась в 2008 году и продолжается. Также продолжается закупка земельных участков у населения. Железная дорога в этом году для установления защитных щитов около линии железной дороги опять закупила у населения земельные участки. Около 1500 человек получили компенсацию, согласно информации Отдела госимущества мэрии Ахалкалаки.

По информации начальника отдела госимущества Ахалкалаки Тамаза Гварамадзе, в Ахалкалакском и Ниноцминдском муниципалитетах есть около 60 дел, которые в стадии рассмотрения. Он утверждает, что нет такого, чтобы у человека отобрали землю и не платили компенсацию, если это их земля.

“15 дел в этом году закончили. В этих оставшихся делах документы нужно исправить, и после мы в течении 10 дней переведем на их счет деньги. В этом году мы закупили земельные участки в селах Дадеш, Сулда, Пока. Для постройки защитных щитов от снега. Все технические расходы уже закрывает государство – съемка, расходы в реестре, измерение, даже расходы на доверенность. Не было такого случая, чтобы мы взяли землю и не заплатили. Если у них нет документов, и они не могут отстаивать свою собственность, естественно мы не выдаем компенсацию. Земля должна быть зарегистрированной в государственном реестре. Многие используют государственную землю, государство просто закрывает на это глаза, но это не означает, что государство будет платить компенсацию за эту землю, будет покупать у них”, – говорит Тамаз Гварамадзе.

Каждая категория земли (посевная земля, пастбища) имеет свою цену, а также исходя из того, кто что посеял, компенсация разная. На цену земли добавляется компенсация за сельхоз продукт.

“Цены разные. Оценивают эксперты, для каждого участка определяется отдельно”, – говорит Тамаз Гварамадзе.

По словам Гварамадзе, могут получить компенсацию даже те, которые в своё время отказались от компенсации. Если документально могут подтвердить свою собственность, то они могут обратиться в отдел государственного имущества муниципалитета.

Неудобства, которые появились с БТК

В сёлах Сулда, Дадеш, Бозали и Карцахи Ахалкалакского муниципалитета железная дорога Баку-Тбилиси-Карс ассоциируется с некоторыми новыми проблемами. Рельсы проложены между селами и равнинными пастбищами, пахотными землями жителей этих сел. Железная дорога при строительстве была значительно приподнята и скот с трудом пересекает её. По словам жителей из-за отсутствия специальных мест для прогона коров, несколько раз скот сломал себе конечности при переходе. В ООО “Марабда-Карцахи”, которая ответственна за ахалкалакский участок БТК, нам сказали, что путепроводы и скотопрогоны некоторые уже построены, а некоторые будут достроены до конца строительства железной дороги. Однако сельчане жалуются, что скотопрогонов мало и они в неудобных местах.

 Как каждый день уходят к пастбищам и возвращаются коровы сел Дадеш, Сулда. Видео снято в 2019 году, но сегодня там ничего не изменилось

Мартин Тороян из села Сулда рассказывает, что они в селе поочерёдно скот ведут к пастбищу и в его смену скотина чуть ли не попала под поезд.
“Когда я неделю назад гнал скот на пастбища, на встречу ехал поезд, хорошо, что я вовремя успел, и если бы опоздал на 10-15 минут, то скот попал бы под поезд. Я успел и остановил переход скота, поездов пока не много, а если они станут часто ездить, то очень вероятны будут несчастные случаи, потому что на железной дороге нет переходов для скота”,- говорит Мартин Тороян.

Жители Дадеш сейчас проезжают через железную дорогу, а предназначенная для переезда жителей дорога непригодна, она не обустроена и находится в неудобном месте.

dadesh Дорога в село Дадеш через рельсы

Получать информацию от ответственных в БТК очень сложно. Очень много наших вопросов пока остались без ответов.

Недовольство местных, неиспользованный потенциал, пассивное развитие экономики, – остаётся надеятся, что это вопрос времени и со временем Баку-Тбилиси-Карс будет играть в жизни Ахалкалаки важную экономическую роль.