Фермер Аршалуйс Галстян встал перед проблемой развития своего бизнеса из-за пандемии, однако нашёл выход и оказался в более выгодной ситуации. Он видит потенциал развития, и вызовы превратил в новые возможности.

Аршалуйс Галстян живет в селе Агана. Более 35-ти лет выращивает и продает голубой пажитник, который в народе называют «уцхо сунели». Аршалуйс старается превратить своё дело в большой бизнес. Этот процесс в какой-то мере ускорила пандемия.

Раньше Аршалуйс подготавливал товар, который его партнёры забирали на экспорт. То есть, до того, как попасть на рынок, продукт переходил в руки перекупщиков. Так было до пандемии. Во время распространения коронавируса спрос на приправу, как в Грузии, так и во всем мире снизился. Соответственно, уменьшились и доходы Аршалуйса. Фермер понял, что надо сократить расходы на то, чтобы товар попал на рынок, то есть убрать одно звено – перекупщика – и самому экспортировать продукт. Эта идея у Аршалуйса была и до пандемии, так как его всегда тревожило то, что посредник зарабатывал больше, чем он – человек, который выращивал голубой пажитник и вкладывал в это много труда.

Arshaluys galstyan2 Аршалуйс Галстян показывает документы, которые сделал при экспорте

Аршалуйс Галстян, разбираясь в процессе экспорта, встал перед проблемой.

“Для того, чтобы экспортировать, нужны знания. А наше население не владеет этими знаниями, более того, не знают даже руководители (ред. – представители местного самоуправления). Я хотел на месте получить документы для экспорта, хотя бы из Ахалцихе, мне отвечали, что я не могу, не имею права, такие документы выдают только юридическим лицам или зарегистрированным организациям. Я надеялся на руководителей, думал, они знают, информированы. Они говорили, и я верил им, думая, что у них связи в министерстве. Три месяца не мог отправить товар, от меня требовали, я не мог отправить. Потом я почувствовал, что они сами не знают, и поехал в Поти, за 5 минут все подготовил – и сертификат, и разрешение. Я думаю, в нашем регионе отсутствует общая грамотность”.

Покупателей и раньше находил сам, посредники только вывозили продукт за границу. Сейчас Аршалуйс уже точно знает – работать на прямую выгоднее как для него, так и для получателя продукта, ведь посредникам доставалась четверть прибыли.

“Я могу позволить снизить цену, потребитель будет в выгодной ситуации, можно дешево покупать и дешево продавать”.

Жена Аршалуйса Анна преподает в сельской школе русский язык и литературу. Она из Еревана. Познакомились, когда Аршалуйс учился в Ереванском сельскохозяйственном институте. Любовь привела Анну в село Агана, где они вырастили двоих сыновей и дочь. Аршалуйс шутит:

“Это были 90-ые годы, в городах все голодные были, девушки подумали и решили выйти замуж в села, и она в том числе”.

Anna Galstyan Анна Галстян

Аршалуйс себя считает строгим, требует, чтоб в семье все работали. Вместе с женой и детьми на пяти сотках земли посеяли «уцхо сунели». Выращивание – очень трудоёмкая работа, все делается вручную.

“Трудно, конечно, всегда под солнцем, но это наше дело, мы все вместе работаем, иногда жалуемся. Но когда приходит доход, уже все сглаживается, и потом, нет легкой работы. Все ищут легкой работы, но любая работа по-своему трудна”, – говорит Анна Галстян.

В выращивании «уцхо сунели» не используются гербициды, и Аршалуйс намерен получить сертификат экологически чистого продукта. Процедура в процессе. Фермер считает, что в бизнесе главное не обмануть людей.

Перед отправкой на рынок он лично проверяет и сортирует товар. В случае с товаром, который он покупает у других, чтобы экспортировать, он особенно внимателен.

“На качество моего товара еще не жаловались, поэтому они хотят со мной работать. От тех, кто мне давал плохой товар, я от них больше не покупаю”, – говорит Аршалуйс Галстян.

Arshaluys Аршалуйс Галстян показывает голубой пажитник

В полях, где выращивают голубой пажитник, появились паразиты-вредители, которые уменьшили урожайность втрое. В селах прекращают выращивать «уцхо сунели», так как не знают, как бороться с паразитом.

За помощью Аршалуйс обратился к местным властям, однако пока безрезультатно. Фермер утверждает, что чтобы предотвратить размножение насекомых-вредителей, нужна лаборатория для исследования червей, и в этом необходима помощь государства.

Так как решение проблемы вредителей не зависит от самого Аршалуйса, он начал работать над альтернативой, посадил Имеретинский шафран – приправу, которая широко используется в кулинарии.

shafrann Поле имеретинского шафрана

В этом году он собрал первый пробный урожай. Индийский шафран намного дороже, чем имеретинский, но в Джавахети он не растет.

shafran Аршалуйс Галстян показывает Индийский шафран

В этом году урожай «уцхо сунели» в Ахалкалаки был очень низким. Ожидалось, что в муниципалитете соберут 70 тон сунели, но получили всего лишь 5 тонн. В некоторых местах голубой пажитник побил град, а в некоторых – вредители. Килограмм стоит 20 лари.

Шафран дал хороший урожай. У Аршалуйса уже есть покупатели, он продаст шафран за 50 лари за килограмм. Но фермер в этом году посеял шафран только на одной сотке земли и получил всего лишь 4-5 килограмм.

Иногда некоторые ограничения показывают, что рутинное дело можно сделать по-другому и при этом получить больший эффект. Однако немногие могут рассмотреть в этом выгоду, придумать что-то новое или отличающееся. Аршалуйс Галстян из тех, кто это может увидеть, однако сложности, которые у него появились, показывают, что это не могут увидеть ответственные – власти.