В селе Кулалис Ниноцминдского муниципалитета занимаются животноводством и земледелием. В селе много проблем, они перестали надеяться на государственную помощь, и каждый пытается сам решить свою проблему.

Географически село Кулалис расположено так, что Ахалкалаки ближе, чем Ниноцминда, по этой причине жители больше пользуются рынком и магазинами Ахалкалаки, чем Ниноцминда. Даже детей водят в детские сады Ахалкалаки.

Село Кулалис – обычное село, со своими проблемами, сельским бытом и с 110 хозяйствами. День был пасмурным, поэтому в центре села на так называемом ишакмейдане было многолюдно. Нам повезло, потому что в этот сезон сложно найти людей в селе, все заняты. Сейчас сезон сенокоса и орошения, потом начнётся уборка зерновых…

kulalis2

Сержик Налбандян говорит, что в этому году в селе обещали построить детский сад и реабилитировать сельскую дорогу, однако ни того, ни другого не сделали.

“Внуков водим в детский сад Ахалкалаки, тяжело, в соседних селах есть детский сад, только у нас нет. Весной сказали, якобы 80 000 лари выделено для строительства детского сада. Обещают, но ничего не делают”, – говорит Сержик Налбандян.

По словам сельчан, в селе от 30 до 35 детей дошкольного возраста.

kulalis3

На заработки из села едут единицы. В основном занимаются животноводством и земледелием. Сельчан беспокоит цена сена.

“Живу в селе и не могу содержать три коровы, это вы представляете. Один тюк сена стоит 10 лари, вынужден продать одну корову, чтобы сена хватило. Все подорожало, кроме нашего продукта. Государство не содействует нам. Хорошо, что хоть молоко можем продать, хотя дешево, но за счет этого существуем”, – жалуется житель села.

Сельчане говорят, что всё дорожает, кроме их картофеля, молока, сыра…

“Нашу картошку купили за 20 тетри, а на рынке яблоко продают за 10 лари, купили за 1 лари, никто не говорит, сколько процентов можно добавить, а нашу картошку не можем продать”, – говорит Самсон Петросян.

В селе проведен природный газ, есть питьевая вода, правда, в летнее время могут быть перебои, но сельчане к этому относятся с пониманием. У них нет оросительной воды.

По словам Армена Хачатряна, пять лет назад они хотели на средства от ППС провести оросительную воду.

“Сказали, у нас программа, мы по этой программе оросительную воду до села доведем, вы средства ППС на другое тратьте. Прошло уже несколько лет, ни сделано ничего, говорят, но не делают”,- говорит Армен Хачатрян.

У Армена Хачатряна пять коров, сено он покупает в селе. Считает, что напрасно работает, содержит корову, это не выгодно.

“На одну корову трачу 1000 лари, и на 1000 лари продаю молоко. Мы не можем повысить цену на молоко, это должно делать государство, сыр стоит 12 лари, за сколько купить производителю? Я не даю, другой продает. Государство должно субсидировать”, – говорит Армен Хачатрян.

По словам сельчан, если ситуация так продолжится, через несколько лет они вернутся в плохие девяностые годы.

Сельчане не надеятся и на железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс, которая проходит по их селу, и строительство ведётся недалеко от них. По их мнению, наоборот, строительство железной дороги создало дополнительные проблемы.

“Не можем жаловаться, это государственная программа, ничего не можем делать. Взяли наши хорошие земли, посевные, пастбища и теперь даже не можем сельским хозяйством заниматься. Сена – нет, земли отобрали. Допустим, дали компенсацию, хотя не всем, но сельчанам без земли что делать в селе? Недавно 50 га пастбища взяли, пользуются, а у нас нет пастбища, чтобы сено косить для скота”, – говорит Армен Хачатрян.

kulalis4

В селе отсутствуют места для отдыха молодежи, есть один мини стадион, но там, по словам Артема Манвеляна, только ограждения, и земля каменистая, не покрытая ничем.

16 000 лари от ППС село в этом году потратит на проведение освещения в селе, работы еще не начались.