О предвыборной ситуации в Армении, о широком выборе, о нарушениях и обещаниях со стороны участников Jnews побеседовал с известным армянским и британским журналистом Марком Григоряном.

В Армении на предстоящих выборах в парламент участвуют 26 политических сил, 22 партии, 4 блока. О чем говорят предварительные опросы, кто войдет в парламент, и кто составит большинство?

– Как обычно в Армении это бывает, социологические опросы имеют очень невысокий уровень доверия. Им очень мало доверяют, потому что, как правило, за такими опросами стоит одна из политических сил, заинтересованных сил. Но если верить этим опросам, то окажется, что партия Никола Пашиняна и блок Робера Кочаряна набирают или набрали бы, если бы выборы были сегодня, одинаковое количество голосов. А это значит, что по состоянию на сегодня выиграет тот, кто лучше сможет договориться с другими прошедшими в парламент партиями.

Как протекает предвыборная агитация, наблюдаются ли использование административных ресурсов, подкуп избирателя или другие предвыборные нарушения с целью влияния на избирателей?

– Очень многие из участников выборов и наблюдателей за выборами говорят о том, что используется административный ресурс. Многие говорят о том, что в ходе предвыборной кампании есть нарушения, были случаи, когда центр избирком сделал замечание относительно того, что реклама книги Роберта Кочаряна является якобы нарушением условий выборов, агитацией. Это решение было оспорено Робертом Кочаряном, и я знаю, что дело дошло до суда, что было в суде, я не знаю. Дело в том, что  ожидания от всех были самыми негативными. Люди ожидали, что будут такие тяжелые нарушения в ходе этих выборов. Я бы не сказал пока, что есть тяжелые нарушения. Но например я бы сказал, что нынешняя избирательная кампания беспрецедентна, даже для Армении, уронем личных оскорблении и личных выпадов с разных сторон.

Как СМИ освещают предвыборный период?  

– Ну в том, что касается средств массовой информации, они так политизированы, что обычно люди выбирают те СМИ, главным образом телевидение, телеканалы, которые им ближе по душе.  О симпатиях телеканалов, ясно совершенно, они разделены, причем разделение, я бы сказал, идет по линии Никол Пашинян или против Никола Пашиняна. Есть конечно телеканал, который в открытую, это очень важно, поддерживает Роберта Кочаряна. Есть СМИ, которые поддерживают Никола Пашинана. Для меня в этой ситуации очень важно то, что происходит в открытую. То есть я еще до того как включить какой-то телеканал уже знаю за кого будет этот телеканал или на кого он работает. Это очень важно в ходе выборов, потому что это дает возможность сделать какие-то коррективы. В целом недоверие к СМИ есть, но оно не очень сильно выражается. Во-первых, потому что ожидания низкие. Что касается сетевых, то они конечно же все то же самое, заранее известно какая Facebook  страница кого поддерживает, заранее известно телеграм канал кого поддерживает и собственно люди выбирают те facebook страницы, те телеграм каналы, те Youtube каналы, которые больше соответствуют их взглядам.

  Есть ли среди политиков и политических сил, новые. Насколько богат предстоящий выбор? 

– 22 партии участвуют, все они достойны доверия большей или меньшей степени. А в большей или меньшей – это уже выбор избирателя. Но конечно среди них есть более или менее опытные, более или менее известные. Есть даже такие наивные, свежее – “Движение 5165” – это высота Арарата над уровнем моря. Они совершенно наивные, новенькие, впервые участвуют вообще в политическом движении. Другие более искушенные, да понятно, как например Армянский национальный конгресс, который участвовал практически во всех выборах. Ну вообщем-то они все достойны доверия, все наберут какие-то голоса, как правило не большие, но теперь это совсем другое дело. И конечно есть множество людей, у которых репутация не самая лучшая, ну значит они наберут меньше голосов, чем другие.

Какие предвыборные обещания дают партии? Какие проблемы поднимаются ими?

– Очень трудно сказать. Естественно говорят о социальных вопросах. Естественно говорят о внутриполитических вопросах. О них говорят даже больше, чем говорят о Карабахе. Казалось бы, что после поражения в карабахской войне это должно было бы быть очень важной частью предвыборной кампании, предвыборных споров. Вот это и является частью, но не самой большой, не самой серьезной.

Является ли Нагороно-карабахская война и результат темой для манипуляции во время предвыборной кампании?

– Вы можете не сомневаться, что они есть. Я не могу привести конкретные примеры, но это ничего не значит. Вы не сомневайтесь, манипуляции есть, и я не удивлюсь если окажется, что манипуляции есть со всех сторон.

Предлагают ли партии какие-то решения по Нагорному Карабаху?

-Так или иначе все говорят о том, что точка не поставлена. Все говорят о том, что все еще можно изменить, исправить и сделать. Но так, чтобы конкретно что-то при этом называлось… Вот ответа на вопрос “как” в предвыборной агитации вы не найдете. Вы можете найти ответ на вопрос “что”, но не “как”. Я думаю, что у разных политических сил разное представление о том, что можно сделать. Но другое дело, что эти представления не всегда реализуемы, потому что у конфликта есть 2 стороны. Одна сторона может предполагать, но решение приходит, когда задействованы две стороны.

Есть ли влияние других стран на процесс выборов в Армении, таких стран как Россия, США…?

– Вы можете не сомневаться, что гораздо больше желания повлиять на результат выборов  в Армении сегодня есть у Азербайджана и Турции, чем у России. Это проявляется в разных речах, разных выступлениях Ильхама Алиева. Но и это понятно, Россия за последние несколько лет показала, что ей вообщем-то все равно с кем работать. Ее соседи сами могут решать свои внутренние задачи, а Россия будет работать с соседями. Для Азербайджана ясно совершенно, есть выбор между Николом Пашиняном, с которым легче работать и другими кандидатами, с которыми труднее работать в том или ином смысле.

Однако больше интерес у России проявляется по отношению к Роберту Кочаряну.  Возможно, что Пашинян не следует интересам России в регионе, или Кочарян в более близких отношениях с президентом России  Владимиром Путиным? 

– Давайте предположим, что оба варианта правильные, и оба варианта возможные. Но вот так вот подчеркнуто, вот это новая политика России. Нам нужно привыкнуть к этой новой политике России. Россия готова работать со всеми. Россия уже не вмешивается во внутренние дела. Кстати и во внутренние дела Грузии не очень то вмешивается.

Mark Grigoryan

 

Марк Григорян в журналистике с 1993 года в качестве заместителя редактора газеты “Свобода” в Ереване. В 1995—1996 работал в журнале AIM (Armenian International Magazine). В 2003 получил журналистскую премию Hellman/Hammett, вручаемую ежегодно в знак “признания храбрости перед лицом политических преследований” Сотрудничал со многими изданиями в Армении и за рубежом. Автор и редактор 16 книг, множества научных и журналистских статей. Один из основателей Института Кавказа в Ереване. Работал на Русской службе BBC в Лондоне, передача “Ранний час”. До 26 марта 2011 года вместе с Севой Новгородцевым вёл передачу “Бибисева”. После возвращения в Армению в 2014 году, он работал в PanArmenian Media Group, вёл программы на телеканалах Armenia TV и ATV.  А 2017 году был исполнительным директором Общественного радио Армении.